Дмитрий Панкин: «Считаю правильным ввести для МФО обязательное членство в саморегулируемых организациях» - «Интервью» » Новости Банков России

Интервью

Дмитрий Панкин: «Считаю правильным ввести для МФО обязательное членство в саморегулируемых организациях» - «Интервью»






Дмитрий Панкин: «Считаю правильным ввести для МФО обязательное членство в саморегулируемых организациях» - «Интервью»

Надзорную и регуляторную функции на финансовом рынке разделять нельзя, считают международные финансовые организации. С этим согласен и руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрий ПАНКИН, который в интервью агентству «Прайм» рассказал о необходимости расширения штата службы для осуществления качественного надзора, в том числе за страховыми и микрофинансовыми организациями, функции по контролю за которыми были возложены на ФСФР более года назад, а также о важнейших вопросах работы службы в сфере регулирования финансового рынка и перспективах создания в России центрального депозитария.

— Дмитрий Владимирович, как вы оцениваете потенциал роста рынка МФО?

— В 2011 году объемы микрозаймов выросли с 27 миллиардов до 36 миллиардов рублей. При этом в 2011 году процентное соотношение по выданным займам было таковым: более 50% — кредиты малому бизнесу, 40% — потребительское кредитование, остальное — займы до зарплаты. Полагаю, что не следует ожидать существенных изменений в процентном соотношении по выданным займам в 2012 году.

Сами участники рынка ожидают в текущем году рост объемов микрозаймов на 10—15%, то есть к концу 2012 года этот показатель может составить 40—42 миллиарда рублей. Я, честно говоря, думаю, что рост будет несколько больше, учитывая, что последние годы рынок микрофинансовых услуг развивался быстрее, чем рынок банковского кредитования.

— Каким вы видите дальнейшее регулирование и надзор рынка микрофинансовых услуг?

— Считаю правильным подходом ввести для МФО обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО), чтобы именно СРО устанавливали правила работы на рынке в соответствии с законодательством и следили за «чистотой» своих рядов. А ФСФР, в свою очередь, будет осуществлять надзор за СРО и за крупнейшими участниками рынка.

— Такая норма уже существует для кредитных потребительских кооперативов (КПК). Применяет ли ФСФР какие-нибудь санкции в отношении КПК, не вступивших в СРО?

— Служба активно ведет работу по ликвидации кредитных потребительских кооперативов, не вступивших в СРО. Первая информация об этой работе появится уже в конце июля текущего года.

— Вы планировали в мае начать сбор отчетности МФО? Есть ли первые результаты или когда их можно ожидать?

— Поскольку приказ Минфина по порядку сбора отчетности вышел только в марте, мы приняли решение не вводить санкции за нарушение сроков сдачи отчетности за 2011 год и 1-й квартал 2012 года. Практически все МФО уже сдали отчетность за 2011 год и 1-й квартал 2012 года в Службу, что говорит, на мой взгляд, о готовности МФО выходить из «серого» рынка.

Наглядная картина о деятельности МФО по результатам анализа отчетности сложится к концу второго квартала 2012 года.

— Какие требования, на ваш взгляд, должны в обязательном порядке выполняться МФО с точки зрения неподготовленного клиента с учетом низкой грамотности населения?

— Считаю, что в первую очередь микрофинансовые организации должны раскрывать полную информацию о величине процентной ставки выдаваемого кредита. Заемщик имеет право знать, на каких условиях он берет деньги. А дальше каждый сам принимает решение — нужно ли за кредитом обращаться в банк или же в микрофинансовую организацию. И хорошо, что есть такой выбор.

— Недавно одна микрофинансовая организация — ООО «Домашние деньги» — вышла на рынок рублевых заимствований, разместив облигации на 1 миллиард рублей. Как вы оцениваете МФО в качестве заемщика и много ли еще желающих выйти на рынок облигаций?

— Этот вопрос рассматривался на экспертном совете по микрофинансированию при ФСФР и детально обсуждался с участниками микрофинансового рынка. Обсуждения не выявили высокой заинтересованности микрофинансовых компаний в рынке рублевых заимствований. Больше ни одна компания, кроме «Домашних денег», не планирует размещать облигации, поэтому пока это скорее уникальная ситуация.

— В настоящее время по законодательству номинал одной облигации не может быть меньше 1,5 миллиона рублей. Не планирует ли ФСФР снизить требования к минимальной величине номинала бумаги?

— Мы прописали эту норму в законе именно для того, чтобы ограничить привлечение денег от неквалифицированных инвесторов. Подразумевается, что в МФО может вложить деньги только учредитель либо квалифицированный инвестор, имеющий достаточно средств, и способный просчитать риски такого инвестирования. Снижение номинала при выпуске облигаций возможно при условии установления большего контроля за МФО. По результатам экспертного совета мы сформировали рабочую группу, которая оценит целесообразность и возможность данных изменений и представит затем предложения к рассмотрению. Но это не первоочередная задача.

— Много ли ФСФР выявляет нарушений в деятельности микрофинансовых организаций при проведении проверок?

— В мае мы провели проверки примерно в 100 МФО и в 10% случаев были выявлены нарушения. Среди типичных нарушений можно отметить неполное информирование граждан об условиях микрозаймов, а также отсутствие публичных правил предоставления микрозаймов, которые являются важной нормой закона.

Еще одно типичное нарушение — несоблюдение правил по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Хочу подчеркнуть, что несоблюдение этих правил не означает, что компании реально отмывали деньги. Нарушения касались несданного вовремя отчета, отсутствия правил внутреннего контроля или сотрудника, ответственного за такой контроль.

Кроме того, были выявлены единичные случаи, когда МФО, продавая по одной акции всем желающим, привлекали таким образом денежные средства, за что были наказаны. Но это не типичные нарушения.

— Сколько сейчас на рынке действующих микрофинансовых организаций?

— В государственном реестре микрофинансовых организаций насчитывается 1725 МФО.

— Вам хватает численности сотрудников надзора для контроля за деятельностью участников финансового, страхового, микрофинансового и кредитно-накопительского рынков? Какие еще подразделения требуют дополнительных ресурсов?

— Мы в свое время по поручению правительства вносили документ об увеличении штатной численности службы на 400 человек с 1500 сотрудников в настоящее время и повышении зарплат сотрудников. Службе необходимо увеличивать численность сотрудников, занимающихся надзором за деятельностью участников финансового рынка. Надо усилить блок надзора за деятельностью страховых компаний, а также за деятельностью микрофинансовых организаций.

Кроме того, требуется увеличение численности подразделения, занимающегося вопросами, связанными с проверками информации по возможному манипулированию и инсайдерским сделкам. Сейчас в службе этим фактически занимаются 3 человека. У мировых регуляторов в подобных подразделениях работают сотни человек, так как это очень сложная и кропотливая работа, требующая сбора огромного количества информации, проведения большого числа проверок, тщательного анализа документов. В первую очередь, на этих направлениях нужно качественное усиление службы и по численности, и по зарплате, чтобы была возможность привлекать высокопрофессиональных специалистов с рынка.

— Не могу не задать вам вопрос, который в последнее время все чаще поднимается участниками рынка, — о расширении полномочий ФСФР. Когда ожидается обсуждение данного вопроса?

— На последнем заседании Совета по финансовым рынкам при Президенте нам было поручено подготовить предложения по расширению функционала и штата ФСФР и вынести их на рассмотрение правительства. Сейчас документ готов и в ближайшее время мы направим его в заинтересованные ведомства — Минфин, Минэкономразвития и Банк России — с тем, чтобы они представили свои заключения. После этого планируется собрать согласительное совещание под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова для принятия окончательного решения.

— По оценкам, которые дают, например, такие уважаемые институты, как МВФ и IOSCO, надзорную и регуляторную функции разделять нельзя. Согласны ли вы с таким подходом?

— Действительно, общий международный подход таков — регулирование и надзор должны быть объединены в одном органе. Нам указывают на это международные организации, с которыми мы сотрудничаем.

— С 1 января 2013 года планировалось снять 25%-ное ограничение на обращение акций российских компаний за рубежом. Остаются ли в силе такие планы?

— Мы вносили проект приказа, предполагающий снятие с 1 января 2013 года ограничения на обращение акций российских компаний за рубежом, но он не был согласован с другими ведомствами.

— А когда планируется допустить международные депозитарии Euroclear и Clearstream на российский рынок?

— В конце прошлой недели мы приняли решение о включении международных Euroclear и Clearstream в перечень иностранных организаций, которым центральный депозитарий открывает счета депо иностранного номинального держателя. Однако первоначально на их счета депо будут зачисляться только российские государственные и муниципальные ценные бумаги, а также бумаги иностранных эмитентов.

— Когда на их счета депо смогут зачисляться бумаги российских эмитентов?

— Для этого нужно, чтобы в России эффективно работала инфраструктура рынка — чтобы шли расчеты, чтобы можно было по депо-счетам эффективно проводить сделки с высоким уровнем безопасности и с низкими издержками. Тогда можно будет сказать, что у нас создана конкурентноспособная инфраструктура, и в результате снятия всех ограничений к нам придут инвесторы и будут проводить операции на нашем рынке.

Считаю, что за полтора года центральный депозитарий сможет выйти на требуемый уровень, именно поэтому в нашем проекте приказа возможность зачислять на счета депо Euroclear и Clearstream российские корпоративные облигации и акции прописана с 2014 года.

— Когда реально заработает центральный депозитарий?

— Мы рассчитываем, что в июле будут поданы документы, примерно 2—3 месяца потребуется на их рассмотрение, и к концу осени центральный депозитарий должен заработать.

— Вы в свое время говорили о целесообразности проведения приватизации, в частности, Сбербанка на российском рынке. А хватит ли ликвидности на нашем рынке для этого?

— Ресурсы на российском рынке есть. Как минимум, это средства институциональных инвесторов — пенсионных фондов, инвестиционных фондов и страховых организаций. Следует отметить, что именно эти инвесторы в последнее время ощущают нехватку инструментов для размещения их средств.

— Что нужно сделать для того, чтобы пенсионные деньги пришли на фондовый рынок?

— Нужно менять законодательство, которое в настоящее время ограничивает пенсионные фонды принимать риск текущей волатильности рынка и мешает им быть полноценным долгосрочным инвестором. Возможно, готовящиеся в настоящее время законопроекты по пенсионной реформе смогут в ближайшем будущем решить эту проблему.

— Планировалось ввести налоговые льготы для физических лиц, инвестирующих на фондовом рынке. Когда этого можно ожидать?

— Минфин принципиально готов к обсуждению наших предложений. Однако, скорее всего, вопрос введения налоговых льгот для физлиц будет решен только в следующем году.

Беседовала Елена ЕЛИНА


Надзорную и регуляторную функции на финансовом рынке разделять нельзя, считают международные финансовые организации. С этим согласен и руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрий ПАНКИН, который в интервью агентству «Прайм» рассказал о необходимости расширения штата службы для осуществления качественного надзора, в том числе за страховыми и микрофинансовыми организациями, функции по контролю за которыми были возложены на ФСФР более года назад, а также о важнейших вопросах работы службы в сфере регулирования финансового рынка и перспективах создания в России центрального депозитария. — Дмитрий Владимирович, как вы оцениваете потенциал роста рынка МФО? — В 2011 году объемы микрозаймов выросли с 27 миллиардов до 36 миллиардов рублей. При этом в 2011 году процентное соотношение по выданным займам было таковым: более 50% — кредиты малому бизнесу, 40% — потребительское кредитование, остальное — займы до зарплаты. Полагаю, что не следует ожидать существенных изменений в процентном соотношении по выданным займам в 2012 году. Сами участники рынка ожидают в текущем году рост объемов микрозаймов на 10—15%, то есть к концу 2012 года этот показатель может составить 40—42 миллиарда рублей. Я, честно говоря, думаю, что рост будет несколько больше, учитывая, что последние годы рынок микрофинансовых услуг развивался быстрее, чем рынок банковского кредитования. — Каким вы видите дальнейшее регулирование и надзор рынка микрофинансовых услуг? — Считаю правильным подходом ввести для МФО обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО), чтобы именно СРО устанавливали правила работы на рынке в соответствии с законодательством и следили за «чистотой» своих рядов. А ФСФР, в свою очередь, будет осуществлять надзор за СРО и за крупнейшими участниками рынка. — Такая норма уже существует для кредитных потребительских кооперативов (КПК). Применяет ли ФСФР какие-нибудь санкции в отношении КПК, не вступивших в СРО? — Служба активно ведет работу по ликвидации кредитных потребительских кооперативов, не вступивших в СРО. Первая информация об этой работе появится уже в конце июля текущего года. — Вы планировали в мае начать сбор отчетности МФО? Есть ли первые результаты или когда их можно ожидать? — Поскольку приказ Минфина по порядку сбора отчетности вышел только в марте, мы приняли решение не вводить санкции за нарушение сроков сдачи отчетности за 2011 год и 1-й квартал 2012 года. Практически все МФО уже сдали отчетность за 2011 год и 1-й квартал 2012 года в Службу, что говорит, на мой взгляд, о готовности МФО выходить из «серого» рынка. Наглядная картина о деятельности МФО по результатам анализа отчетности сложится к концу второго квартала 2012 года. — Какие требования, на ваш взгляд, должны в обязательном порядке выполняться МФО с точки зрения неподготовленного клиента с учетом низкой грамотности населения? — Считаю, что в первую очередь микрофинансовые организации должны раскрывать полную информацию о величине процентной ставки выдаваемого кредита. Заемщик имеет право знать, на каких условиях он берет деньги. А дальше каждый сам принимает решение — нужно ли за кредитом обращаться в банк или же в микрофинансовую организацию. И хорошо, что есть такой выбор. — Недавно одна микрофинансовая организация — ООО «Домашние деньги» — вышла на рынок рублевых заимствований, разместив облигации на 1 миллиард рублей. Как вы оцениваете МФО в качестве заемщика и много ли еще желающих выйти на рынок облигаций? — Этот вопрос рассматривался на экспертном совете по микрофинансированию при ФСФР и детально обсуждался с участниками микрофинансового рынка. Обсуждения не выявили высокой заинтересованности микрофинансовых компаний в рынке рублевых заимствований. Больше ни одна компания, кроме «Домашних денег», не планирует размещать облигации, поэтому пока это скорее уникальная ситуация. — В настоящее время по законодательству номинал одной облигации не может быть меньше 1,5 миллиона рублей. Не планирует ли ФСФР снизить требования к минимальной величине номинала бумаги? — Мы прописали эту норму в законе именно для того, чтобы ограничить привлечение денег от неквалифицированных инвесторов. Подразумевается, что в МФО может вложить деньги только учредитель либо квалифицированный инвестор, имеющий достаточно средств, и способный просчитать риски такого инвестирования. Снижение номинала при выпуске облигаций возможно при условии установления большего контроля за МФО. По результатам экспертного совета мы сформировали рабочую группу, которая оценит целесообразность и возможность данных изменений и представит затем предложения к рассмотрению. Но это не первоочередная задача. — Много ли ФСФР выявляет нарушений в деятельности микрофинансовых организаций при проведении проверок? — В мае мы провели проверки примерно в 100 МФО и в 10% случаев были выявлены нарушения. Среди типичных нарушений можно отметить неполное информирование граждан об условиях микрозаймов, а также отсутствие публичных правил предоставления микрозаймов, которые являются важной нормой закона. Еще одно типичное нарушение — несоблюдение правил по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Хочу подчеркнуть, что несоблюдение этих правил не означает, что компании реально отмывали деньги. Нарушения касались несданного вовремя отчета, отсутствия правил внутреннего контроля или сотрудника, ответственного за такой контроль. Кроме того, были выявлены единичные случаи, когда МФО, продавая по одной акции всем желающим, привлекали таким образом денежные средства, за что были наказаны. Но это не типичные нарушения. — Сколько сейчас на рынке действующих микрофинансовых организаций? — В государственном реестре микрофинансовых организаций насчитывается 1725 МФО. — Вам хватает численности сотрудников надзора для контроля за деятельностью участников финансового, страхового, микрофинансового и кредитно-накопительского рынков? Какие еще подразделения требуют дополнительных ресурсов? — Мы в свое время по поручению правительства вносили документ об увеличении штатной численности службы на 400 человек с 1500 сотрудников в настоящее время и повышении зарплат сотрудников. Службе необходимо увеличивать численность сотрудников, занимающихся надзором за деятельностью участников финансового рынка. Надо усилить блок надзора за деятельностью страховых компаний, а также за деятельностью микрофинансовых организаций. Кроме того, требуется увеличение численности подразделения, занимающегося вопросами, связанными с проверками информации по возможному манипулированию и инсайдерским сделкам. Сейчас в службе этим фактически занимаются 3 человека. У мировых регуляторов в подобных подразделениях работают сотни человек, так как это очень сложная и кропотливая работа, требующая сбора огромного количества информации, проведения большого числа проверок, тщательного анализа документов. В первую очередь, на этих направлениях нужно качественное усиление службы и по численности, и по зарплате, чтобы была возможность привлекать высокопрофессиональных специалистов с рынка. — Не могу не задать вам вопрос, который в последнее время все чаще поднимается участниками рынка, — о расширении полномочий ФСФР. Когда ожидается обсуждение данного вопроса? — На последнем заседании Совета по финансовым рынкам при Президенте нам было поручено подготовить предложения по расширению функционала и штата ФСФР и вынести их на рассмотрение правительства. Сейчас документ готов и в ближайшее время мы направим его в заинтересованные ведомства — Минфин, Минэкономразвития и Банк России — с тем, чтобы они представили свои заключения. После этого планируется собрать согласительное совещание под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова для принятия окончательного решения. — По оценкам, которые дают, например, такие уважаемые институты, как МВФ и IOSCO, надзорную и регуляторную функции разделять нельзя. Согласны ли вы с таким подходом? — Действительно, общий международный подход таков — регулирование и надзор должны быть объединены в одном органе. Нам указывают на это международные организации, с которыми мы сотрудничаем. — С 1 января 2013 года планировалось снять 25%-ное ограничение на обращение акций российских компаний за рубежом. Остаются ли в силе такие планы? — Мы вносили проект приказа, предполагающий снятие с 1 января 2013 года ограничения на обращение акций российских компаний за рубежом, но он не был согласован с другими ведомствами. — А когда планируется допустить международные депозитарии Euroclear и Clearstream на российский рынок? — В конце прошлой недели мы приняли решение о включении международных Euroclear и Clearstream в перечень иностранных организаций, которым центральный депозитарий открывает счета депо иностранного номинального держателя. Однако первоначально на их счета депо будут зачисляться только российские государственные и муниципальные ценные бумаги, а также бумаги иностранных эмитентов. — Когда на их счета депо смогут зачисляться бумаги российских эмитентов? — Для этого нужно, чтобы в России эффективно работала инфраструктура рынка — чтобы шли расчеты, чтобы можно было по депо-счетам эффективно проводить сделки с высоким уровнем безопасности и с низкими издержками. Тогда можно будет сказать, что у нас создана конкурентноспособная инфраструктура, и в результате снятия всех ограничений к нам придут инвесторы и будут проводить операции на нашем рынке. Считаю, что за полтора года центральный депозитарий сможет выйти на требуемый уровень, именно поэтому в нашем проекте приказа возможность зачислять на счета депо Euroclear и Clearstream российские корпоративные облигации и акции прописана с 2014 года. — Когда реально заработает центральный депозитарий? — Мы рассчитываем, что в июле будут поданы документы, примерно 2—3 месяца потребуется на их рассмотрение, и к концу осени центральный депозитарий должен заработать. — Вы в свое время говорили о целесообразности проведения приватизации, в частности, Сбербанка на российском рынке. А хватит ли ликвидности на нашем рынке для
0
Другие новости

Это может то, что вы искали