Сергей Михайлов
директор инвестиционно-торгового департамента Абсолют Банка
Товарооборот Китая с Россией за пять месяцев 2015 года упал на 32%, хотя российские власти по-прежнему называют Китай торговым и политическим партнером номер один. В чем причина такого обвального падения и как российским компаниям работается с Поднебесной на рынке торгового финансирования, в интервью Банки.ру рассказал директор инвестиционно-торгового департамента Абсолют Банка Сергей МИХАЙЛОВ.
— Заместитель министра коммерции Китая Ван Шоувэнь накануне открытия саммитов ШОС и БРИКС в Уфе выразил беспокойство, что товарооборот Китая со странами БРИКС за пять месяцев сократился. С Россией, по его данным, китайская торговля сократилась сильнее всего — на 32%. Как вы оцениваете такие цифры и в чем, по-вашему, причины резкого спада товарооборота с Китаем?
— Это всего лишь цифры за пять месяцев. И, как мне кажется, эти показатели, скорее всего, изменятся по результатам года. Они обусловлены в том числе тем, что существует непростая ситуация на китайском фондовом рынке, который меньше чем за месяц потерял почти 3 триллиона долларов. Практически треть от своей капитализации. Это не может не сказаться на настроениях инвесторов, которые вкладываются в экономику Китая.
— В чем особенности отношения Китая к российским банкам и отличаются ли они от отношения к нашим банкам западных контрагентов?
— Этому вопросу посвящены целые пособия и учебники. Но если говорить в целом, то в части бизнеса, пожалуй, подход не сильно отличается. А вот в том, как начинаются отношения, как они развиваются и поддерживаются, различия, несомненно, есть. Например, следует учитывать, что решения в Китае принимаются только после досконального изучения всех аспектов и тонкостей вопроса или сделки. Поэтому с китайской стороны в переговорах может участвовать достаточно большое количество представителей. И по этой причине на переговоры с контрагентами из Китая я бы рекомендовал привлекать специалистов, знающих все тонкости обсуждаемых вопросов. Но если относиться к любому контрагенту так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе, проблем в отношениях быть не должно.
— С кем конкурирует Россия за китайских партнеров в области торгового финансирования?
— Россия не является основным торговым партнером Китая. Насколько мне известно, нас опережают США, Япония, Гонконг, Корея, Тайвань, Германия, Австрия. Китай традиционно экспортирует топливо, древесину, руды, а импортирует оборудование, химические товары.
— Как изменился портфель торгового финансирования в Абсолют Банке с начала года?
— Определенно появилось больше внутрироссийских сделок, также мы видим рост гарантийного бизнеса.
— Какие продукты торгового финансирования наиболее перспективны? Какие точки роста рынка торгового финансирования вы видите до конца 2015-го и в 2016 году?
— Я бы ответил на вопрос, исходя из того, какие продукты будут наиболее востребованными. Это в первую очередь определяется стратегиями и возможностями банков, состоянием рынка и внешними факторами. В зависимости от ситуации в экономике можно ожидать, что производители вернутся к проектам по закупке и модернизации оборудования. Однозначно есть ниша, связанная с финансированием ряда инфраструктурных проектов, в которых потенциально будут участвовать и иностранные контрагенты. Следует понять, что мировая система торговли претерпела существенные изменения. Возврата к прежней жизни уже не будет, и нужно иметь в запасе две-три бизнес-идеи с потенциалом развития.
— Каковы ваши прогнозы по торговле с Китаем до конца 2015 года?
— Могу предположить, что изменится структура товарооборота. Доля импорта из Китая уменьшится, при этом наш экспорт будет расти. Но ситуация настолько непредсказуемая, что четкие прогнозы давать невозможно.
Беседовала Анна БРЫТКОВА,