Дмитрий Дыльнов
председатель правления ОАО «АКБ «Пробизнесбанк»
О том, как Пробизнесбанк переживает трудные времена, почему в России нет кризиса и могут ли работать в банках творческие люди, порталу Банки.ру рассказал новый председатель правления кредитной организации Дмитрий ДЫЛЬНОВ.
– Прежде всего, хочу вас поздравить с недавним вступлением в должность председателя правления Пробизнесбанка.
– Спасибо! Для меня это новый вызов, новая нагрузка. Вообще, я не хотел возвращаться в классический банкинг, он сильно зарегулирован. Здесь трудно придумать что-то крутое, классное... Наверное, такое регулирование правильно, потому что иначе в нынешних условиях нельзя.
– Какая именно сфера банковского дела зарегулирована, на ваш взгляд, больше всего?
– Банковская система в принципе вся зарегулирована. Мы движемся к принятию «Базеля III», для творческих людей из-за этого не всегда интересно работать в банковской сфере.
– В декабре ЦБ дал банкам ряд регулятивных послаблений, которые действуют до 1 июля. Срок их действия могут продлить. Не считаете ли вы, что это может быть новой возможностью для банков как раз проявить свою креативность?
– Прежде всего, эти послабления были сделаны в кризисные времена. В этих условиях надо упреждать возможное ухудшение ситуации: где-то высвобождать дополнительную энергию в банковской сфере. Я считаю это очень правильным. У банков есть резервы по снижению достаточности капитала.
– Как вы считаете, следует ли ЦБ переносить сроки внедрения очередных требований «Базеля III»?
– Не надо ничего переносить. Я считаю, что в ЦБ работают мудрые люди, которые реально знают свое дело. Они отлично реагируют на вызовы, которые стоят перед российской банковской системой. Наверное, в реальности иного нельзя предложить.
– Сейчас многие говорят о росте консолидации в банковской системе. Согласны ли вы с тем, что это естественное явление?
– Да. Но сказать, что региональные банки в принципе сейчас уже практически не нужны, будет неправильно. Просто сам тренд явно в сторону сокращения числа региональных банков и укрупнения игроков.
– Что, на ваш взгляд, сейчас может стать источником роста банковского сектора?
– Я думаю, экономика страны должна быть драйвером роста сама по себе. Должны быть спрос и возможность удовлетворить его. Мне кажется, возможность удовлетворить спрос есть, а спроса нет. Это болезнь сегодняшней ситуации в экономике. В какой-то степени мне даже нравится нынешняя ситуация.
– Кризисная, экстремальная?..
– А кризиса-то нет. Объясню. Когда экономика растет, побеждает тот, у кого больше денег и широкий доступ к ресурсам. Сейчас же выигрывает тот, у кого лучше организованы внутренние процессы, лояльнее сотрудники. Сейчас на первый план выходит вопрос совершенствования внутренних систем.
– Как будет совершенствовать свои бизнес-процессы Пробизнесбанк? На что нацелена стратегия банка и группы?
– В принципе, Пробизнесбанк – опорный банк группы. Он задает тренд и скорость. В трех словах: это интеринвестирование, сервисомания и рост. Интеринвестирование – это инвестиции в наших сотрудников. Лояльный сотрудник может сам перестраиваться под новые реалии и понимать, что надо делать. Сервисомания – это повышение качества сервиса. С ростом понятно, задача – с меньшими затратами наращивать бизнес.
– Что для этого нужно?
– Нужно просто, чтобы команды сотрудников и сами сотрудники быстрее перенимали лучшие практики, которые мы применяем. Вопрос в том, чтобы разобраться во всех тонкостях: как это на самом деле работает, почему это лучше, а это хуже, почему именно так работает...
Важно не заставить, а мотивировать сотрудников, которые делают лучше, чем другие.
– Какие показатели заложены в плане банка?
– У нас несколько метрик, которые будут меняться. Это и увеличение контактов с клиентами в два раза, увеличение числа эффективных менеджеров в три раза. Вообще, у нас есть годовая стратегия, есть поквартальная. Все они нацелены на рост самого бизнеса, то есть, грубо говоря, на рост выдач продуктов. Прибыль для нас вторична, мы сейчас ее не ставим во главу угла. В целом мы ожидаем, что поставленной задачи удастся достичь на горизонте года.
– Что будете делать в это время с издержками банка?
– Поскольку мы инвестируем в персонал, четкой цели по издержкам нет. На способных, талантливых и креативных людях все и строится. И найти этих людей крайне сложно.
– Какие планы по продуктовой линейке?
– Какие продукты потребуются клиенту, такие и будем делать. У нас есть какие-то базовые продукты, но пока мы явно чего-то нового не придумаем. Если же говорить о продуктах и банковской системе в целом, то, к примеру, в случае принятия закона об исламском банкинге эта услуга будет востребована.
– Расскажите, что происходило с Пробизнесбанком с 16 декабря прошлого года, когда ЦБ повысил ключевую ставку до 17%, до нынешнего момента?
– Мы отреагировали, ведь ситуация кризисная по многим параметрам, хоть я и говорил, что не вижу ее как кризис. Главным было быстро принять решение, реализовать его, следить за реакцией рынка на каждое движение и подстраиваться.
Сейчас все более или менее «устаканилось». Мне кажется, какой-то отскок пойдет. Во всяком случае, мы себя сейчас лучше чувствуем, пошел нормальный рост спроса. Но не секрет, что мы его сами создаем.
Все же за первый квартал 2015 года показатели еще не вдохновляющие. Но мы меряем не только кварталами, смотрим чуть ли не по неделям. И вот в последние недели, даже в последние месяца два показатели по сравнению с первым кварталом улучшились.
Сейчас мы пытаемся делать очень много некредитных услуг, того, что рождает непроцентные доходы.
– На изменениях валютного курса многие банки хорошо заработали в конце прошлого – начале текущего года. Пробизнесбанк какую-то выгоду получил?
– Многие банки заработали на валюте, да. Но на этих вещах многие и «попали». Я считаю, это честно, что банки заработали. Просто возникла такая ситуация, когда увеличилось число трансакций, а любая трансакция для банка – это премия.
– Будет ли, на ваш взгляд, ЦБ снижать ключевую ставку и дальше?
– Ощущение, конечно, что задан тренд на снижение. ЦБ уже показал рынку, что движение идет к нормализации. На сколько процентных пунктов ее могут снизить на очередном заседании совета директоров? Трудно сказать, мы на этот показатель не смотрим, правда.
– Счастливые ключевую ставку не замечают...
– Точно. Ключевая ставка отражает лишь возможность доступа к ресурсам. Поэтому вопрос не в конкретных цифрах, а в стабильности экономики, банковской системы. Главное, чтобы не было американских горок, резких изменений.
– В прошлом году не стало Банка24.ру, который входил в группу «Лайф». Что все-таки с ним произошло?
– На момент отзыва лицензии банк уже не входил в группу «Лайф». Это был банк, который имел свою стратегию и реализовывал ее самостоятельно. Стратегия была построена на том, чтобы сделать из Банка24.ру лучший расчетный банк. Это значит, что клиент, не выходя не из дома или офиса, мог получить максимально комфортный для себя сервис. В силу российского законодательства, менталитета реализовать такой подход к ведению банковского бизнеса мало кому удавалось.
Ребята из Банка24.ру это сделали. Банк стал платформой. Когда в него начали заходить новые клиенты, которых трудно было идентифицировать, ребята не успели поставить новые фильтры и измениться. Только когда стали менять систему оценки и идентификации клиентов, тогда они и поняли свои риски. «24-ка» расплатилась со всеми клиентами: для российского рынка ситуация уникальная.
Сейчас «Открытие» что-то применяет у себя из Банка24.ру. Например, комплайенс. И они реально получат новый инструментарий.
– ...как заверяет АСВ...
– Да.
Хотел сказать напоследок, что все-таки группа «Лайф» – это хотя и бизнес, но все-таки на самом деле история про отношения людей. И только потом это доходы, расходы, технологии, продукты. Я считаю, у нас отличные отношения. Думаю, что они будут оставаться у нас «офигительными». Надо просто пережить нынешнее время, которое называют трудным. Надо просто перестраиваться, вот и всё.
Беседовал Михаил ТЕГИН,