Ольга Крымова
заместитель председателя правления ОАО «СОГАЗ»
О том, как сохранить рентабельность страхового бизнеса в кризис и стоит ли ожидать ухода с рынка крупных российских страховых компаний, порталу Банки.ру рассказала заместитель председателя правления ОАО «СОГАЗ» Ольга КРЫМОВА.
– Насколько реально сохранить рентабельность страхового бизнеса на уровне 2014 года в нынешних экономических условиях? Какими способами этого можно добиться?
– Вопрос неоднозначный, ответить на него в условиях нынешней неопределенности сложно. Рентабельность страхового бизнеса и в прошлом году выглядела не очень хорошо. Общие ожидания на 2015 год – снижение рентабельности как по розничному, так и по корпоративному направлению, в которых уже сейчас ощущается довольно существенное давление, связанное с сокращением расходов в крупных корпорациях и серьезной оптимизацией расходов на рынке в целом. Каким образом страховые компании могут сохранить рентабельность? Я бы разделила эти меры на две части. С одной стороны, это меры, связанные с ценовой политикой компаний, возможное увеличение тарифов, особенно в розничном страховании и, в первую очередь, в страховании автокаско. Это увеличение будет направлено на удержание рентабельности и убыточности портфелей по автострахованию хотя бы на уровне прошлого года при растущей стоимости запасных частей и ремонта. Второй комплекс мер – сокращение собственных расходов. Думаю, что большое количество страховых компаний уже начало смотреть на то, как оптимизировать собственные расходы, структуру, численность персонала. Самый большой процент расходов страховщиков – это фонд оплаты труда. Поэтому предположу, что компании начнут заниматься оптимизацией бизнес-процессов и численности сотрудников.
– Какие меры принимает «СОГАЗ» для развития компании в нынешней сложной экономической ситуации?
– Мы рассматриваем различные пути развития и влияния текущей ситуации на бизнес компании, разрабатываем шаги, которые необходимо будет предпринимать в том или ином случае. Эти мероприятия направлены на обеспечение стабильной и эффективной работы «СОГАЗа» в непростых условиях. Работа в этом направлении осложняется тем, что определить границы нынешнего кризисного периода и размеры его влияния на бизнес тяжело. Поэтому наш антикризисный план зависит не от временных сроков, а от вероятности наступления тех или иных событий. Например, мы продумываем, какие оптимизационные меры необходимо принять в случае, если компания не будет выходить на плановые показатели по объему сборов и рентабельности, какой финансовый эффект принесут эти меры и в какой перспективе.
Мы понимаем, что 2015 год будет очень сложным для всего страхового рынка. Тем не менее мы готовы к работе в сложных рыночных условиях. Планируем сохранить сбалансированный портфель и плановую рентабельность страховых операций вне зависимости от того, какой сценарий развития будет реализован в этом году.
– Вступил в силу новый порядок размещения резервов и капитала страховщиков. Какие из новшеств особенно сложно будет исполнять в кризис и какие последствия это может иметь?
– Есть много изменений, связанных именно со структурой, но ключевых три. Во-первых, введен окончательный запрет на размещение средств в векселя, который ранее существовал в законе о страховании, но не был включен в приказ о порядке размещения страховых резервов и собственных средств. Теперь в векселя могут быть инвестированы только 10% от собственных средств страховщика сверх нормативной маржи платежеспособности. Во-вторых, изменены подходы к определению рейтинговых агентств и требований по уровню рейтинга, который предъявляется к активам для размещения. Также введены поэтапные ограничения на инвестирование в активы связанных сторон.
Сложно сказать, как эти изменения повлияют на страховой рынок. У страховых компаний разная структура активов, поэтому проблемы могут быть разные. Возможно, некоторым компаниям изменения вообще не потребуются, другим надо будет реструктурировать портфель векселей. У компаний, принадлежащих банкам, скорее всего, будут проблемы с ограничениями, накладываемыми на размещение активов у связанных сторон. Влияние данных изменений на страховые компании существенным образом будет зависеть от текущего уровня концентрации и объема активов, требующих изменений. В нынешней ситуации любая реструктуризация может вызвать проблемы.
– В какие банки вкладывается «СОГАЗ»?
– Мы в основном работаем со структурообразующими банками. Небольшая доля портфеля – процентов десять – размещена в региональных средних и мелких банках под развитие бизнеса, основной портфель остается в системообразующих банках – Газпромбанке, Сбербанке, РСХБ, ВТБ, банке «Россия», Альфа-Банке.
– Как изменилась инвестиционная политика «СОГАЗа» в связи с событиями на финансовом рынке в последние месяцы? Каковы ожидания инвестиционной доходности в этом году?
– У нас всегда была достаточно консервативная инвестиционная политика. Инвестиционный портфель «СОГАЗа» составляют инструменты, которые минимальным образом подвержены волатильности. Это депозиты, корпоративные облигации, вложения в которые носят в большей степени долгосрочный характер. Я не могу сказать, что сейчас наша инвестиционная политика изменилась. Конечно, мы более тщательно подходим к анализу эмитентов. Тем не менее никаких существенных ограничений на вложения в региональные банки не вводилось. Ожидания инвестиционной доходности у нас изначально тоже были консервативные. С моей точки зрения, основным доходом страховщиков все-таки является страховой бизнес, а инвестиционная деятельность должна быть направлена не столько на максимизацию прибыли, сколько на сохранение активов и обеспечение обязательств перед нашими клиентами. Поэтому у нас всегда при принятии решений минимизация риска важнее инвестиционной доходности.
– Страховой рынок активно обсуждает планируемое введение для страховщиков плана счетов бухгалтерского учета, аналогичного банковскому. На днях Банк России обнародовал проект, согласно которому страховщики будут отчитываться по этому плану уже с 1 января 2016 года. Готов ли рынок к столь масштабным изменениям, до вступления в силу которых остается менее года?
– К переходу на новый план счетов я отношусь положительно, но сроки реализации – 1 января следующего года – на наш взгляд, очень агрессивные. Между страховщиками и Центробанком идет диалог о возможности поэтапного перехода и изменения срока введения нового плана счетов на 1 января 2017 года. В то же время «СОГАЗ» сейчас делает все возможное, чтобы перейти на новый план счетов с 2016 года. Мы серьезно занимаемся вопросом автоматизации. Мы оценили возможные траты по переходу на новый план счетов, и для нас это будет существенный IT-проект. По нашим оценкам, стоимость перехода на новый план счетов для крупных компаний может исчисляться десятками и даже сотнями миллионов рублей.
Есть еще один интересный момент. Часто к серьезным нововведениям оказываются более чувствительны небольшие компании. А в данном случае – наоборот. С точки зрения масштабности проекта для небольших компаний переход на новый план повлечет за собой гораздо меньше проблем, чем для крупных: количество и типология операций, о которых придется отчитываться перед ЦБ небольшим страховщикам, может быть на несколько порядков меньше, чем у крупных универсальных компаний федерального масштаба.
– Fitch недавно опубликовало обзор, в котором отмечает угрозы слабому капиталу страховщиков во время рецессии. Агентство выразило мнение, что компании с более сильной капитализацией не будут заинтересованы в проведении масштабных приобретений. Что об этом думает «СОГАЗ»? В последние годы компания приобрела ряд страховщиков. Есть ли подобные планы на этот год?
– «СОГАЗ» – один из немногих российских страховщиков, который в последние два года приобретал другие страховые компании. Мы никогда не делали ставку на существенный рост за счет сделок M&A. Обе компании, которые мы приобрели за последнее время, имеют понятный для нас бизнес и схожую структуру портфеля, что обеспечивает легкую возможность интеграции и не требует от «СОГАЗа» серьезной перестройки операционной платформы для поддержания нового бизнеса. Предполагается, что и СК «Транснефть», и СК «АЛРОСА» в долгосрочной перспективе будут интегрированы в «СОГАЗ» и прекратят существование как отдельные юрлица, что даст возможность максимально повысить рентабельность приобретенного бизнеса.
Мы свою потребность в приобретениях в прошлом году удовлетворили, и сейчас я не вижу на рынке страховых компаний, которые могли бы нас заинтересовать. На самом деле страховых компаний, которые похожи на нас по портфелю, не так много. И нам не известно, чтобы такие компании сейчас были выставлены на продажу. В целом же, на мой взгляд, компании с сильной капитализацией, которые имело в виду Fitch, сейчас не заинтересованы в приобретениях. В текущей ситуации дешевле развивать собственный портфель.
– Насколько сильно в ближайшие год-два изменится структура страхового рынка? Допускаете ли вы возможность ухода с рынка компаний из топ-20?
– Сейчас в России около 400 страховых компаний. Думаю, что в топ-20 страховщиков серьезных изменений не произойдет. Топ-20, даже топ-50 страховых компаний, сложился уже давно. Возможно, отдельные компании поменяют свои места в топ-20. Скорее всего, продолжится рост концентрации сборов в первый десятке. Но серьезных изменений, ухода с рынка страховщиков из топ-20 даже в нынешней непростой ситуации я не ожидаю.
Беседовал Данис ЮМАБАЕВ,