Михаил Матовников
исполнительный директор — главный аналитик Сбербанка
«План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», одобренный в целом 21 января на встрече президента с правительством, предусматривает адресную помощь крупнейшим российским банкам. Сбербанк среди возможных получателей этой помощи не значится. О том, каково финансовое положение крупнейшего банка страны и как он справляется с последствиями санкций, порталу Банки.ру рассказал исполнительный директор — главный аналитик Сбербанка Михаил МАТОВНИКОВ.
– На днях Сбербанк объявил финансовые результаты за 2014 год. Декабрь оказался очень непростым месяцем, поэтому эту отчетность многие участники рынка ждали с особым нетерпением…
– Ситуация в декабре, безусловно, была очень сложной во всей банковской системе. Ситуация на валютном рынке потребовала экстраординарных усилий и банков, и ЦБ. Сбербанк в этих условиях показал себя как надежный системообразующий банк.
Запас наличной ликвидности Сбербанка в нормальных условиях составляет до 500 миллиардов рублей. В условиях высокой волатильности Сбербанк увеличил эти запасы в рублях и иностранной валюте, чтобы обеспечить бесперебойное обслуживание клиентов по всей стране.
По итогам декабря в банке наблюдался прирост средств физических лиц на 190 миллиардов рублей. При этом приток был даже без учета переоценки валюты. За счет конверсии средств клиентов, в условиях девальвации прежде всего выросли валютные депозиты. В январе мы видим продажу валюты со стороны частных лиц, что также является признаком стабилизации ситуации.
В целом по итогам 2014 года банк получил чистую прибыль (до событий после отчетной даты) в размере 305,7 миллиарда рублей, и это несмотря на созданные резервы почти на 400 миллиардов рублей. А прибыль банка до создания резервов по итогам 2014 года (до событий после отчетной даты) составила почти 800 миллиардов рублей. При этом созданные банком резервы перекрывают просроченную задолженность в 2,6 раза – один из самых высоких показателей в банковской системе. Так что резерв прочности Сбербанка для противостояния экономическому спаду даже без увеличения капитала весьма велик.
– Как девальвация рубля повлияла на качество валютного кредитного портфеля? У вас много кредитов в валюте, выданных импортерам?
– Валютных кредитов импортерам на самом деле немного. При этом большей частью финансирование импорта – это короткие оборотные кредиты или даже товарные кредиты самих иностранных производителей. Основная часть валютного кредитования – это кредиты крупнейшим российским экспортерам, многие их которых всегда финансировались на внешних рынках, но в текущей ситуации все активнее прибегают к услугам отечественных банков. Многие из этих заемщиков имеют инвестиционные кредитные рейтинги, и текущая ситуация позволяет Сбербанку укрепить свои позиции в обслуживании крупнейших российских компаний и еще более диверсифицировать свой кредитный портфель.
– Сейчас обсуждается вопрос о снижении рейтинга России до спекулятивного уровня. Многие участники рынка ожидают, что владельцы российских бумаг в таком случае станут предъявлять их к досрочному погашению.
– Мы не ожидаем предъявления к досрочному погашению бумаг Сбербанка, для этого просто нет оснований. Банк не нарушал и не нарушает ни одну из действующих ковенант и не видит оснований для таких нарушений в будущем. Объем обязательств банка, содержащих рейтинговые ковенанты, минимален. Кстати, срок погашения этих обязательств наступает в ближайшее время. Причем, как и с другими обязательствами, проблем с погашением не возникнет.
Действия рейтинговых агентств не так просто предсказать, но хочу обратить внимание, что в пресс-релизе Fitch Ratings о снижении рейтингов российских банков было особо отмечено, что «рейтинг Сбербанка по-прежнему поддерживается его сильной кредитоспособностью на самостоятельной основе и потенциалом получения поддержки от государства».
– Как повлияли на финансовое положение Сбербанка санкции? В частности, сейчас активно обсуждается вопрос, будут ли платить русские эмитенты по своим внешним обязательствам.
– Обязательства Сбербанка перед международными кредиторами составляют менее 4% пассивов и продолжают неуклонно сокращаться. В 2014 году Сбербанк погасил внешних обязательств примерно на 10 миллиардов долларов, своевременно и в полном объеме обслуживая свои обязательства. Не подлежит сомнению, что и в будущем Сбербанк продолжит обслуживать свои обязательства, запасов ликвидности в иностранной валюте для этого более чем достаточно.
Кстати, турецкая «дочка» Сбербанка – DenizBank в концу 2014 года была выведена из-под санкций США. Высока вероятность, что подобное решение будет принято и по Sberbank Europe.
– Какова ситуация с дочерними банками Сбербанка за рубежом?
– На международную группу Сбербанка приходится около 15% активов группы. Но это самостоятельные бизнесы, которые привлекают и размещают средства на своих рынках. На всех рынках Сбербанк выполняет все требования национальных регуляторов и является важной частью финансовой системы. Кстати, недавно Sberbank Europe начал привлекать вклады в Германии через Sberbank Direct. Уже более 11 тысяч европейских вкладчиков разместили в Сбербанке депозиты более чем на 350 миллионов евро.
Отдельно хочу сказать об украинской «дочке» Сбербанка. Это небольшой по российским меркам банк, но он занимает седьмое место по размеру активов среди украинских банков. На Украине сейчас серьезный банковский кризис. Отток средств происходит из всех банков. Нацбанк Украины даже вводил ограничения на снятия средств из банков. На этом фоне АО «Сбербанк России» является стабилизирующим фактором, который даже в самые сложные периоды, даже в разгар валютной паники продолжал свои операции в нормальном режиме. В обменниках Сбербанка всегда была валюта, клиенты могли без препятствий снимать средства и проводить расчеты. С украинским регулятором у Сбербанка сложились нормальные рабочие отношения. Итоги года еще будут подведены, но мы ожидаем, что украинская «дочка» закончит 2014 год без убытков, даже с небольшой прибылью.
Беседовала Наталья РОМАНОВА,