Если вы консервативный инвестор и хотите иметь стабильный доход, вкладывайте деньги в недвижимость за границей. Но не в домик у моря, а в отели, студенческие общежития, доходные дома с гарантированной доходностью. Да, и менять рубли на доллары или евро уже поздно.
Генеральный директор компании «Персональный советник» Наталья СМИРНОВА рассказала порталу Банки.ру о самых интересных решениях для частных инвесторов.
— Последние месяцы все чаще можно услышать разговоры о грядущей девальвации рубля. Стоит ли ее ждать?
— Если под девальвацией понимать обрушение на уровне 2008-го или 1998 года, то, конечно же, нет. Для этого у нас никаких предпосылок: у России нет такого внешнего государственного долга, нет риска того, что нефть обрушится ниже 80—85 долларов за баррель. Существует только риск просадки рубля — на 1—2 рубля к доллару и евро дополнительно к текущим курсам. Это может произойти в силу двух причин. Во-первых, в августе Министерство финансов планирует покупать валюту для пополнения Резервного фонда РФ. В этом смысле объемы обычные — где-то около 50 миллионов долларов в день. Но раньше при подобных объемах рубль мог снизиться к доллару и евро примерно на 1—1,5 рубля, поэтому можно ожидать чего-то подобного.
Во-вторых, непонятна ситуация с ФРС (Федеральная резервная система. — Прим. ред.), будет ли она сворачивать количественные смягчения. Хотя некоторые пока не верят в то, что американская экономика жизнеспособна без подобных вливаний. И в целом: Европа нестабильна, видна рецессия и от Китая. Есть риски замедления мировой экономики, снижения спроса на нефть, энергоносители, и, как следствие, снижения рубля к иностранным валютам. В силу перечисленных причин возможна девальвация рубля. Но худший сценарий, по моему мнению, — это 34—35 рубля за доллар и 43—44 — за евро. И то это может случиться только при одновременном наслоении обоих факторов: политика Минфина совпадет со сворачиванием программы помощи экономики ФРС.
— Вы коснулись политики ФРС — если она все-таки свернет программу, то как это отразится на глобальной экономике и каким образом повлияет на Россию, помимо снижения курса рубля?
— Все будет зависеть от самочувствия американской экономики. Последняя статистика показывает, что и по деловой активности, и по статистике продаж недвижимости, и по инфляции американская экономика не так плоха, как многие о ней думают. То есть она восстанавливается постепенно. Мировой инвестор пока не верит, что она настолько жизнеспособна без дополнительной помощи. Я думаю, что если ФРС объявит о сворачивании программы помощи экономики, то в ближайшее время произойдет падение на всех фондовых рынках, потому что все будут ожидать рецессию. Но затем будет постепенное восстановление, динамика показателей будет чуть ниже, чем есть сейчас.
С точки зрения макроэкономических последствий это может привести к небольшому снижению цен на энергоносители, некоторое снижение импорта со стороны США, то есть экспорта со стороны развивающихся рынков в пользу США. Но, я думаю, это будет несущественно, и системообразующего кризиса не будет. Возможно, произойдет просто эмоциональный всплеск, падение, потом некий отскок.
Но, на мой взгляд, программа количественных смягчений не будет остановлена одномоментно. Это будет постепенное сокращение объемов выкупа гособлигаций. ФРС ведет себя сверхосторожно. Можно ожидать того, что ФРС проведет сокращение количественных смягчений в конце года, чтобы посмотреть на реакцию рынков. Но само сворачивание программы будет в 2014 году.
— Стоит ли сократить свои вложения в рубль? Будут ли пользоваться большим спросом мультивалютные вклады?
— Ситуация с рублем интересная: сейчас доллар и евро уже хорошо выросли к рублю. Если кинуться сейчас срочно менять рубли на доллары или евро, то можно повторить ошибку февраля 2009 года. Нужно просто, чтобы денежные средства в рублях были размещены на банковском вкладе по ставке не ниже, чем 8%, а лучше 10% годовых. Благо таких сейчас много. В этом случае, если даже курс рубля упадет до 34—35 к доллару, то доходность по вкладу все равно перекроет это падение к доллару.
Если же человек не планирует совершать никаких крупных операций, за границу не ездит и не собирается делать крупные покупки, связанные с импортируемыми товарами, например приобретать автомобиль, то он ничего не почувствует. Ему тем более нет смысла куда-то переводить свои деньги.
Если же есть 150—200 тысяч рублей, то разумней их держать не в одной валюте, а в нескольких. Хотя бы рубль/доллар, а лучше евро или фунт. И здесь подойдет мультивалютный вклад. Но, как показывает практика, большинство россиян следит за курсом по следующему принципу: когда уже что-то произошло, они начинают действовать постфактум. И в этом случае мультивалютный вклад только поможет быстрее сделать эту необдуманную операцию.
Играть на курсах валют нужно только профессионалам, а большинству обывателей имеет смысл не дергаться и обеспечить доходность своим денежным средствам не ниже 10% годовых. Это самая правильная стратегия. Если посмотреть на график доллар/рубль, то увидим серьезные и неоднократные всплески доллара начиная с 2008 года. Но курс быстро восстанавливался. Поэтому сейчас самое главное — не поддаваться панике.
— Лучше поровну разделить валюты на мультивалютном вкладе?
— Это зависит от цели человека. Если он копит на какую-то конкретную цель, то нужно смотреть, в какой валюте он намерен на нее потратиться. Если эта цель — отпуск, то смотреть, где. Если Европа, то логично, что постепенно, ближе к цели, нужно переводить всё в евро. Если США — в доллары. Если это просто резервный фонд на непредвиденные расходы, то проще хранить все в равных долях, чтобы не думать и одновременно иметь достаточную диверсификацию. Если это накопления на какой-то пассивный доход в каком-то обозримом будущем, то рекомендую чуть больше делать упор на валюту развитых стран — доллар, евро, фунт, а чуть меньше — на рубль. Так как рубль за последние лет десять показывал себя гораздо менее стабильной валютой, чем тот же доллар.
— Какие, на ваш взгляд, инструменты сейчас наиболее интересны частным инвесторам?
— Сейчас российский фондовый рынок практически лежит и показывает сомнительную динамику. Учитывая слабый рубль, я бы его, наверное, не рассматривала. Сейчас среди своих клиентов я вижу несколько интересных решений. Это зарубежная недвижимость с гарантированной сдачей в аренду и потенциальной доходностью до 10% годовых на вложенный капитал. В основном ее покупают в Великобритании. А если еще взять там же ипотечный кредит, то можно даже не 10% годовых получить, а 11—14%. Это очень интересный тип инвестиций для консервативных инвесторов.
Также приобретают популярность альтернативные виды инвестиций, те, что не связаны с фондовым рынком. Рынки Америки и Европы находятся на своих одних из самых высоких отметках, и входить туда сейчас опасно, есть риск обвалов. Особенно если вдруг окажется, что количественные смягчения урезаются. Если же говорить о России, то здесь рынок просто лежит. Поэтому сейчас интересно смотреть на что-то, не связанное с фондовым рынком. К примеру, это могут быть зарубежные кредитные фонды. Они инвестируют в короткие потребительские кредиты и не очень рискованные. Обычно такие фонды обеспечены залогом и поручительством, а зачастую еще и собственным бизнесом. Такие инвестиции дают доходность около 8,5—9% годовых. В валюте это будет интереснее, чем банковский вклад. Такие фонды опять же нравятся консервативным инвесторам. Можно обратить внимание на еврооблигации, по консервативным доход может составлять 6—9%, а по более рискованным — 15% и выше.
Есть варианты посмотреть на хедж-фонды, которые могут работать как на падающих, так и на растущих рынках. И в этом смысле интерес могут представлять арбитражные фонды и фонды, которые играют на разнице курсов на определенные активы. Сейчас интересно представлять арбитражные фонды на сырье, то есть на товарные рынки. Инвесторы могут получать доход на разнице в ценах. Условно говоря, на то, по какой цене сейчас торгуется товар, будь то золото или нефть, на двух разных площадках одновременно. Они мгновенно инвестируют на обоих рынках и сразу же получают разницу в цене. Ее тут же выводят в кэш и сидят в денежном рынке постоянно. То есть у таких инвесторов нет риска того, что они сидят в каких-то акциях, которые могут вдруг обвалиться. Они постоянно сидят в наличности и если видят какой-то интересный вариант по соотношению цен на разных рынках по тому или иному товару, то пользуются этим. Направляют туда небольшую часть своего капитала под своим управлением, играют, делают разовую мгновенную спекуляцию в течение одного-двух дней и выводят обратно. Это позволяет фонду держать определенный уровень риска, притом очень низкий. И иметь ожидаемую доходность на уровне 15% годовых. Иногда в хорошие периоды она может достигать и 18%, иногда даже 20%, но при соответствующем уровне рисков. Это интересное решение для агрессивных и умеренно агрессивных инвесторов.
Есть варианты, которые также не очень связаны с рынком. Это фонды, которые инвестируют в землю или недвижимость. Это интересно для инвесторов, у которых нет достаточной суммы денег, чтобы самостоятельно войти в отели, в доходные дома. Но они вкладываются в фонды, которые инвестируют в ряд отелей, доходных домов, и фонд делится рентным доходом со своими инвесторами. Такие рентные фонды — тоже интересное решение для консервативных инвесторов. Их доходность может составлять от 7% до 10% годовых, они более долгосрочны и менее рискованны.
Вообще, сейчас наиболее интересны те варианты, что не связаны с фондовым рынком. Так как у нас рынок, по сути, зависит от того, что будет происходить в США и Европе. Китай себя чувствует тоже не очень хорошо. Многие инвесторы пытаются уйти куда-то, где можно было бы сохранить капитал или где можно было бы заработать, но за счет спекулятивной стратегии. Стратегия «купи и держи» не лучшая стратегия, она потеряла свою актуальность еще в 2008 году.
— Падение цен на недвижимость в европейских странах привело к тому, что россияне стали больше покупать дома и квартиры за рубежом?
— Спрос на зарубежную недвижимость, действительно, возрос. Могу это сказать только по своей частной практике. Но возрос не только потому, что недвижимость в цене упала после кризиса 2008 года и до сих пор в некоторых странах так и не восстановилась, как например, в США. Проблема в том, что после ситуации с Кипром и запрета россиянам принимать какие-либо деньги на своих зарубежных банковских счетах, минуя российские, очень многие сограждане начали выводить еще более активно деньги за рубеж. Но поскольку среди россиян самыми популярными инвестиционными сегментами остаются недвижимость и вклады, а вклады за рубежом имеют смешную доходность, то люди предпочитают инвестировать и сохранять свой капитал в недвижимости. И не в России, поскольку считают эту страну более опасной и непредсказуемой. Таким образом, зарубежная недвижимость гораздо интереснее, чем банковский вклад под 1% годовых или меньше.
Да, россияне увеличили долю покупок за рубежом. Те, кто поумнее, инвестируют интересно — в отели, студенческие общежития, доходные дома с гарантированной доходностью — и могут иметь до 10% и выше годовых на вложенный капитал. Остальные покупают недвижимость где-то рядом с морем. Они рассчитывают сдавать ее и жить там сами. Но получается, что живут они тогда же, когда ее выгоднее всего сдавать. Поэтому совмещать обе цели не получается. Приходится выбирать: либо дом для себя, либо инвестиционный инструмент, но с не очень привлекательной доходностью. Некоторые вообще покупают только для того, чтобы купить, без сильной аналитики. Исходя из этого, недвижимость за рубежом может как быть реально эффективной инвестицией, так и превратиться в неликвид.
Беседовала Татьяна ПОЛЯКОВА,