Минтранс предлагает в рамках создания Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП) провести с 1 мая годовой пилотный проект по переходу на электронный документооборот при грузоперевозках всеми видами транспорта. Основная задача эксперимента — апробация первоочередных прототипов подсистем и сервисов НЦТЛП, которая должна обеспечить бесшовную грузовую логистику. Фактически его результатом должны стать мультимодальные перевозки, полностью оформленные в электронном виде, что в том числе необходимо в связи с переориентаций внешней торговли РФ на страны Востока.
Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ
Минтранс подготовил проект постановления правительства о проведении эксперимента по переходу на электронный документооборот при грузоперевозках автомобильным, морским, речным, железнодорожным, воздушным видами транспорта с использованием прототипа информационной системы НЦТЛП. Документ размещен на портале regulation.gov.ru.
Как отмечается в пояснительной записке к нему, основной задачей эксперимента, который пройдет с 1 мая 2024 по 1 мая 2025 года, является апробация первоочередных прототипов подсистем и сервисов НЦТЛП первой очереди.
Предполагается, что участниками пилота станут Минтранс, МВД, Минвостокразвития, Минэкономики, ФТС, ФНС, ФСБ, Россельхознадзор и Роспотребнадзор, а также РЖД и Российский экспортный центр. Участие грузоотправителей, грузоперевозчиков и операторов электронного документооборота в проекте будет добровольным.
Как указывал ранее Минтранс в закупочной документации на проведение научного исследования по созданию НЦТЛП, платформа должна обеспечить новые подходы к логистическому обслуживанию. Необходимость в них обусловлена разрывом большинства транспортно-логистических цепочек поставок с европейскими странами, а также значительной переориентацией внешней торговли на страны Юго-Восточной и Центральной Азии. Ожидается, что система (ее создание предусмотрено транспортной стратегией до 2030 года, утвержденной правительством в ноябре 2021 года) решит в том числе такие задачи, как отсутствие электронного обмена транспортными документами и разрешениями со странами БРИКС, ШОС, АСЕАН, а также обеспечит унификацию перевозочных документов (как перечня, так и содержания).
По словам директора ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полины Давыдовой, внедрение электронного документооборота на всех видах транспорта — необходимое условие создания платформы, призванной объединить цифровые логистические сервисы, стать своеобразной службой «одного окна» для взаимодействия государства и перевозчиков.
«В рамках эксперимента планируется опробовать несколько маршрутов для экспорта, импорта, транзитных перевозок и перевозок грузов внутри страны»,— говорит она. Цель — протестировать несколько мультимодальных маршрутов, увидеть узкие места, где на сегодня отсутствует обмен документов в электронном виде как между бизнес-участниками, так и с федеральными органами исполнительной власти, понять причины разрыва цепочек и подобрать механизмы решения этой задачи, отмечает госпожа Давыдова. Фактически результатом пилота должно стать первое полностью электронное оформление мультимодальных перевозок, резюмирует она. По словам источника “Ъ” на транспортном рынке, НЦТЛП создается в том числе для интеграции российской транспортной системы с аналогичными системами Китая и Индии, у которых аналоги таких систем уже есть.
Перевозки контейнеров из портов Северо-Запада продолжают восстанавливаться
В Минтрансе также отмечали, что в настоящее время отсутствует единая верифицированная и актуальная база объектов транспортно-логистической инфраструктуры и их возможностей — как минимум российских, как максимум ЕАЭС. Впрочем, дальнейшее увеличение грузопотока потребует не только строительства инфраструктуры, но и снятия «мягких» барьеров — ограничений на таможне и разногласий в страновом регулировании внешнеторговых потоков (см. “Ъ” от 13 июня 2023 года).