Активами предприятия называют любое имущество, которое принадлежит компании и используется ею для извлечения прибыли. Все активы организации, материальные и нематериальные, формируют её капитал. Соответственно, активы предприятия тоже подразделяются на материальные и нематериальные.
Тема активов хорошо изучена в научной и популярной литературе. Однако социологические опросы показывают, что аудитория всё ещё плохо понимают, что о чём идет речь.
В этом материале аналитики сервиса «Финансист» расскажут о том, какие существуют формы и классификации активов, а также о способах учёта активов на предприятии.
Формы активов
Основа классификации активов — их форма. По этому критерию они делятся на материальные, нематериальные и финансовые активы.
К материальным относится любое реальное имущество компании, которое используется в производственных цепочках. Сюда относится даже то имущество, которое, на первый взгляд, напрямую не участвует в получении прибыли. Например, станки, производственное оборудование, офисы, даже канцелярская бумага и степлеры.
К нематериальным активам буквально относится то имущество, которое нельзя потрогать. Это могут быть патенты, лицензии, разрешения и документы о членстве в СРО.
К финансовой форме также относятся нематериальные активы, которые связаны с деньгами. К примеру, банковские вклады и дебиторские задолженности.
Классификация по скорости реализации
Специалисты «Финансиста» считают, что вторая по популярности классификация активов основана на их ликвидности, то есть на скорости реализации. Согласно ей, они подразделяются на оборотные и внеоборотные.
Оборотные активы отличаются тем, что их в случае необходимости можно быстро реализовать. К ним относятся расходные материалы, продукция предприятия, финансовые активы, в том числе ценные бумаги.
Для внеоборотных характерен долгий срок реализации, обычно больше года. К ним могут относиться производственные здания, станки, оборудование. Важная черта таких активов — потеря стоимости со временем, по мере износа. Чтобы компенсировать их износ, в финансовом планировании применяется амортизация основного капитала.
Как ведётся учёт активов на предприятии
Основные активы компании вносятся как в баланс, так и в пассив фирмы. В первом документе отражается их стоимость, во втором — источник происхождения. Например, если компания приобрела оборудование на пять миллионов заёмных средств, то этот актив будет занесён в баланс по своей стоимости, а в пассиве он будет отражён как обязательства перед кредитором.
Важно помнить, что пассив и актив компании должны быть всегда одинаковыми. Если это правило не соблюдается, то могут возникнуть проблемы с налоговой.
Источник новости - fin-ctrl.ru