В июле индикаторы, характеризующие потребительские настроения населения РФ, показали противоречивую динамику, следует из оценок Банка России. Индекс потребительских настроений снизился по сравнению с июнем на 1,2 пункта, до 108,7 пункта. Снижение произошло из-за ухудшения оценки текущего состояния потребления сразу на 3,4 пункта, тогда как ожидания населения за месяц почти не изменились — плюс 0,2 пункта (см. график). Респонденты стали хуже оценивать благоприятность текущего момента для совершения крупных покупок, но почти без изменений остались их оценки фактического изменения личного материального положения за последний год.
На этом фоне склонность респондентов к потреблению в июле несколько увеличилась. Доля домохозяйств, предпочитающих тратить свободные деньги на покупку дорогостоящих товаров, а не сберегать их, выросла до 31,5% (на 1,3 процентного пункта (п. п.) за месяц и 1,8 п. п.— за год). Доля тех, кто предпочитает откладывать, почти не изменилась — 51,6% (минус 0,2 п. п. и плюс 0,2 п. п. соответственно), оставаясь ниже среднего значения за период с 2016 года (54,2%). При этом на фоне роста процентных ставок по вкладам в июле респонденты заметно чаще, чем в июне, сообщали, что предпочитают хранить деньги на счете в банке. Доля таких ответов среди опрошенных достигла 46% (плюс 4 пункта за месяц и 7 — за год), достигнув максимума с июня 2014 года.
Аналитики отмечают, что ухудшение текущих потребительских настроений, как и рост склонности к потреблению в июле, связаны с повышением инфляции и ожиданиями роста банковских ставок по кредитам вслед за повышением ключевой ставки ЦБ. Аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования отмечают, что торможение динамики потребления марте—мае 2024 года «в условиях повышения процентной ставки, а значит, и роста нормы накопления / падения нормы сбережения,— вполне естественно». При этом на рынке легковых автомобилей во втором квартале этого года наблюдался скачок продаж. В ЦМАКП это связывают с «кризисным скачком» потребления на фоне ожиданий дальнейшего увеличения процентной ставки в логике «покупай сейчас — завтра будет дороже». Такой скачок, по оценкам аналитиков, с высокой вероятностью далее повторен не будет.
Артем Чугунов
В июле индикаторы, характеризующие потребительские настроения населения РФ, показали противоречивую динамику, следует из оценок Банка России. Индекс потребительских настроений снизился по сравнению с июнем на 1,2 пункта, до 108,7 пункта. Снижение произошло из-за ухудшения оценки текущего состояния потребления сразу на 3,4 пункта, тогда как ожидания населения за месяц почти не изменились — плюс 0,2 пункта (см. график). Респонденты стали хуже оценивать благоприятность текущего момента для совершения крупных покупок, но почти без изменений остались их оценки фактического изменения личного материального положения за последний год. На этом фоне склонность респондентов к потреблению в июле несколько увеличилась. Доля домохозяйств, предпочитающих тратить свободные деньги на покупку дорогостоящих товаров, а не сберегать их, выросла до 31,5% (на 1,3 процентного пункта (п. п.) за месяц и 1,8 п. п.— за год). Доля тех, кто предпочитает откладывать, почти не изменилась — 51,6% (минус 0,2 п. п. и плюс 0,2 п. п. соответственно), оставаясь ниже среднего значения за период с 2016 года (54,2%). При этом на фоне роста процентных ставок по вкладам в июле респонденты заметно чаще, чем в июне, сообщали, что предпочитают хранить деньги на счете в банке. Доля таких ответов среди опрошенных достигла 46% (плюс 4 пункта за месяц и 7 — за год), достигнув максимума с июня 2014 года. Аналитики отмечают, что ухудшение текущих потребительских настроений, как и рост склонности к потреблению в июле, связаны с повышением инфляции и ожиданиями роста банковских ставок по кредитам вслед за повышением ключевой ставки ЦБ. Аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования отмечают, что торможение динамики потребления марте—мае 2024 года «в условиях повышения процентной ставки, а значит, и роста нормы накопления / падения нормы сбережения,— вполне естественно». При этом на рынке легковых автомобилей во втором квартале этого года наблюдался скачок продаж. В ЦМАКП это связывают с «кризисным скачком» потребления на фоне ожиданий дальнейшего увеличения процентной ставки в логике «покупай сейчас — завтра будет дороже». Такой скачок, по оценкам аналитиков, с высокой вероятностью далее повторен не будет. Артем Чугунов