Зарегистрированное Банком России новое повышение инфляционных ожиданий населения на фоне заметного снижения доли респондентов, располагающих сбережениями, может стать для регулятора очередным аргументом для дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики. Впрочем, на имеющихся пока данных заявлять о предопределенности нового повышения ключевой ставки в сентябре аналитики не берутся.
Фото: Евгений Разумный, Коммерсантъ
Банк России на основе новых опросов населения Фондом общественного мнения, проведенных с 1 по 13 августа, фиксирует (
Выйти из полноэкранного режима

Экономист Дмитрий Полевой считает парадоксальным, что у респондентов без сбережений и инфляционные ожидания, и наблюдаемая инфляция снизились (но остаются при этом высокими). Рост этих показателей наблюдается только у респондентов, располагающих сбережениями (обычно происходит наоборот, см. график). «Структурно различия в реакции групп сохраняются, но для ЦБ важна динамика, и здесь пока без разворота. Возможно, помимо тарифов и сообщений в СМИ о скором росте цен на отдельные товары (см. “Ъ” от 16 августа
), это реакция на волатильность курса, массовые проблемы с импортом, ожидания повышения утильсбора и общую неопределенность»,— говорит эксперт. Александр Исаков из Bloomberg Economics, в свою очередь, «не очень видит разницу в том, насколько согласованы ожидания тех, у кого есть и у кого нет сбережений».Напомним, прогноз ЦБ допускает размер ключевой ставки до конца года в диапазоне от 18% (текущий уровень) до 20%.
Новые оценки инфляционных ожиданий населения в сочетании с ценовыми прогнозами компаний (см. “Ъ” от 19 августа) добавляют регулятору аргументов для нового повышения ставки. «Ненормально высокие инфляционные ожидания — очередное напоминание, что жесткая денежно-кредитная политика и высокие ставки с нами надолго»,— считают авторы Telegram-канала MMI.
ЦБ сохраняет жесткость риторики на фоне роста цен
«С июльского заседания ЦБ денежно-кредитные условия ужесточались (в частности, доступность кредитов.— “Ъ”), и в августе, вероятно, это продолжится»,— говорит Дмитрий Полевой, отмечая, впрочем, что ужесточение политики ЦБ — необходимое, но не достаточное условие для замедления инфляции, поскольку важно влиять как на спрос, так и на предложение, а последнее регулятору фактически недоступно. Нейтральные цифры по инфляции и рост инфляционных ожиданий повышают вероятность дальнейшего роста ставки, хотя ЦБ может учитывать и продолжающееся ужесточение денежно-кредитных условий, говорит экономист. Он, впрочем, отмечает, что однозначно заявлять о предопределенности повышения ставки в сентябре сейчас нельзя.