Все большее число российских банков предлагают своим клиентам услугу мобильного банкинга. В начале осени несколько кредитных организаций обновили свои мобильные приложения, а вчера «Авангард» запустил приложение под Android — вдобавок к имеющейся версии под iOS. Портал Банки.ру решил выяснить, как оценивают перспективы мобильного банкинга крупные игроки рынка.
Новый сервис «Авангарда» позволит владельцам мобильных Android-устройств получать информацию по счетам, картам и вкладам, а также круглосуточно проводить наиболее востребованные банковские операции, включая внешние и внутренние переводы, мгновенные платежи за мобильную связь, Интернет, коммунальные и иные услуги. Также это приложение может играть роль справочника — с его помощью можно найти ближайший офис или банкомат банка. «Авангард» отнюдь не первопроходец в этой области, приложениями под наиболее распространенные мобильные платформы уже успели обзавестись почти все крупные банки, активно работающие с физическими лицами.
Во всем мире рынок мобильного банкинга растет быстрыми темпами, но Россия традиционно отстает по этому показателю. По данным исследования североирландского Ulster Bank, 60% потребителей банковских услуг используют мобильный банкинг, среди них 92% — для проверки баланса, 25% — для оплаты счетов, 35% — для денежных переводов (при опросе можно было выбрать более одного варианта ответа). Еще год назад мобильных пользователей было в полтора раза меньше, такой взрывной рост Ulster Bank связывает с масштабными инвестициями в мобильный банкинг.
У наших банков темпы пока скромнее, что связано с консерватизмом банков и самих пользователей, а также с недостаточно широким распространением мобильного доступа в Интернет. Например, аналитики Банка24.ру высчитали, что доля пользователей мобильного банка выросла за последний год на 7% от общего количества клиентов, причем есть тенденция к ускорению роста.
Согласно недавно опубликованному исследованию компании NewMR «Мобильная Россия», уже в ближайшие годы можно ждать победы мобильного Интернета над проводным. Аналитики Банка24.ру уверены, что в онлайн-банкинге это случится даже чуть раньше.
Основатель EasyFinance.ru Михаил Попов считает, что перспективы у мобильного банкинга самые радужные. «Продажи смартфонов растут, вслед за ними увеличивается распространенность и планшетов, — отмечает он. — Скорость развития мобильного банкинга напрямую зависит от развития мобильного доступа в Интернет. Чем лучше покрытие и выше скорость передачи данных у операторов связи, тем большее число клиентов будет предпочитать мобильный банкинг».
Согласно исследованию «Мобильная Россия», 79% владельцев мобильных устройств активно пользуются мобильным Интернетом. Но «гулять» по сайтам с мобильника и управлять с него своими финансами — разные вещи. Лишь 37% владельцев смартфонов пользуются услугами онлайн-банкинга, и причин тому несколько: консерватизм как клиентов, так и банков, опасения, касающиеся безопасности мобильного банкинга, недостаточность развитости инфраструктуры мобильного Интернета.
Далеко не все отечественные банки инвестируют значительные средства в свой мобильный банкинг, многие обходятся вообще без него, а для некоторых это только имиджевый проект, которому уделяется мало внимания. По словам Натальи Масарской, начальника отдела альтернативных каналов продаж Райффайзенбанка, стоит банку позаботиться об удобстве и функциональности своего мобильного приложения, как результат становится заметен: «Первое время после запуска мобильного банкинга количество пользователей было незначительным по сравнению с интернет-банком. Тем не менее от месяца к месяцу мы наблюдаем стабильный рост числа пользователей мобильного банкинга. Этому способствует как регулярное обновление мобильного приложения и добавление в него нового функционала, так и развитие мобильных технологий в целом».
По словам начальника управления по развитию мобильных сервисов Альфа-Банка Андрея Алексахина, на данный момент у интернет-банка 2,7 млн клиентов, у мобильного банка — 350 тыс., при этом баланс довольно быстро меняется в сторону «Альфа-Мобайла». «Если исходить из количества операций, сейчас из всех операций по удаленным каналам примерно 30% осуществляется в мобильном банке; три года назад эта цифра была меньше 10%», — говорит Алексахин.
По мнению многих пользователей, с мобильным банкингом связаны повышенные риски. Отчасти с этим согласны и банки: действительно, достаточно сложно надежно идентифицировать клиента средствами мобильного телефона. Наталья Масарская напоминает о необходимости самому клиенту заботиться о безопасности. Например, не оставлять без присмотра мобильное устройство, не передавать никому конфиденциальные данные для входа в мобильный банк, не допускать использование телефона третьими лицами.
Поскольку операции осуществляются с помощью мобильника, риск утери которого всегда существует, лимиты на операции в мобильном банке несколько ниже, чем в интернет-банке, отмечает Алексей Алексахин.
Одна из основных слабостей мобильного банкинга состоит в том, что для доступа к банковским услугам используются незнакомые пользователю сети, чью безопасность гарантировать нельзя. «Направление поддельных базовых сетей сотовых операторов набирает обороты, цены на данное оборудование уже находятся в разумных пределах», — говорит Дмитрий Евдокимов, директор исследовательского центра Digital Security. «Также на безопасности мобильного банкинга негативно сказывается фактическое отсутствие рекомендаций по безопасной разработке для мобильных платформ».
Пока что суммарный оборот средств через мобильный банкинг в России относительно небольшой — по данным агентства Json & Partners, в 2012 году он составил около 24,4 млрд рублей. В соответствии с данными 2013 года, агентство прогнозирует стабильный рост на 33%, и к 2017 году оборот должен вырасти до 101,4 млрд рублей. Но за этими скромными цифрами стоят живые клиенты, и все говорит о том, что мобильный банкинг превращается из поля для PR-активности в область конкурентной борьбы банков. Современный пользователь высоко ценит собственное время, и удобная возможность распорядиться своими деньгами в любом месте и в любое время — серьезный аргумент при выборе между несколькими кредитными организациями.
Михаил ДЬЯКОВ,