Российские дети слишком мало знают про капитал
Финансовая грамотность детей в России находится на низком уровне, что может негативно сказаться на экономике страны: таковы выводы масштабного исследования НАФИ. Банки.ру разбирался, какими финансовыми знаниями должны обладать дети и как эти знания получить.
Страшно далеки они от финансов
Исследование «Дети и финансы» Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) при партнерстве MasterCard, Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС, Ассоциации российских банков и Child and Youth Finance International было проведено в апреле — мае 2015 года в 40 регионах России. Опрос проводился среди 1 600 родителей детей старше четырех лет. Также был проведен онлайн-опрос детей и подростков. Опрашивали 200 детей в возрасте от 14 до 17 лет из городов трех категорий — с населением более 1 млн человек, 500 тыс. и 250 тыс. Было выбрано шесть фокус-групп по трем возрастным параметрам: 7—11 лет, 12—14 лет и 15—17 лет.
Опрос детей и подростков показал, что три четверти опрошенных в возрасте от 14 до 17 лет имеют собственные денежные средства. У мальчиков собственные деньги есть чаще, чем у девочек, — 81% против 70% соответственно. Основной источник средств детей — карманные деньги, которые выдают родители или другие родственники. Его назвали 81% опрошенных. 28% участников исследования, по их словам, получают доход от подработок или постоянной работы.
Что касается трат денег, судя по исследованию, родители практически не следят за расходами детей. А дети копить деньги не умеют или не хотят. Более половины подростков — 57% — тратят все или почти все деньги на текущие нужды. «Поскольку очень часто подростки исключены из процесса финансового планирования семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают тратить, а не копить», — приходят к выводу в НАФИ.
По мнению детей, сберегать стоит, только если у человека есть крупная сумма денег. Относительно небольшие суммы — до 1 000 рублей — дети тратят на покупки. «Учитывая, что величина накоплений у опрошенных подростков не превышает 15 тысяч рублей, подобная практика может стать барьером к формированию эффективной сберегательной стратегии», — говорится в исследовании.
Уровень осведомленности о различных финансовых продуктах и услугах среди детей и подростков находится на среднем уровне. Но вот назначение и особенности финансовых инструментов далеко не всегда им понятны. Знания о финансовых продуктах и услугах носят отрывочный характер. А общие законы движения денежных средств в финансово-экономической системе государства плохо знакомы не только представителям младшей возрастной категории, но и подросткам, закончившим или заканчивающим среднее общеобразовательное учреждение, отмечают в НАФИ.
«За каждую тройку минус 100 рублей»
Роль родителей в формировании финансовой грамотности детей имеет решающее значение. Большинство родителей — 77% — не ведут семейного бюджета, 73% не привлекают своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом. И только 8% родителей ведут детальный учет доходов и расходов семьи. При этом лишь 16% родителей интересуются мнением по финансовым вопросам младших членов семьи.
НАФИ выделяет четыре стратегии, которые используют родители при выдаче карманных денег. Многие родители платят детям деньги за оценки или помощь по дому – это мотивирующая стратегия. Десятилетний Роман рассказывает: «А мне за каждую четверку дают 500 рублей. За каждую тройку – минус 100, а за двойку – уже минус 500. Если у меня денег нет, то я ничего не отдаю, просто так остается».
Вторая стратегия – остаточная. Ребенок получает деньги по остаточному принципу – например, оставив себе сдачу при покупке. Поддерживающая стратегия – та, при которой родители регулярно предоставляют ребенку денежные средств на повседневные нужды: транспортные расходы, обучение. И наконец, бессистемная стратегия подразумевает выдачу денег без какой-либо системы.
Родители с обучением детей в области финансов не справляются, в результате представления о финансовой системе у детей невероятные. НАФИ приводит слова семилетней Арины: «Деньги делаются из нефти, добываются из земли. Нефть перерабатывается в деньги при помощи машин в банках».
Восьмилетний Алексей считает, что расплачиваться можно не только деньгами, но и алмазами. «Можно расплатиться деньгами, можно расплатиться находками – алмазами, золотом. Еще можно расплатиться всяким тем, что имеет цену», – говорит он. А десятилетний Роман говорит: «Деньги – это металлические кругляшки плоские и бумажки, на которых написана цена. Например, сахар стоит 100 рублей, а золотая машина – миллион. Потому что она лучше, чем сахар. Чем лучше, тем дороже».
Низкая финансовая грамотность детей – «это социальная проблема», комментирует финансовые познания детей генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева.
По мнению координатора проекта Минфина и Всемирного банка по повышению уровня финансовой грамотности Анны Зеленцовой, то, насколько будут финансово грамотны нынешние подростки в будущем, окажет влияние на развитие не только финансового сектора страны, но и в целом ее экономики на много лет вперед.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Эксперты считают, что для детей разбираться в тонкостях финансовых продуктов не совсем актуальная задача, но тем не менее прививать им финансовую грамотность нужно. «В детстве человек легче воспринимает информацию и усваивает ее. Если начать обучение ребенка финансам в пять лет, то в пятнадцать он будет грамотным инвестором. Знание финансовых процессов позволяет быстро сориентироваться в кризис и найти оптимальное решение для сохранения своих средств, а также избежать мошеннических ситуаций. Ведь мошенники пользуются тем, что большая часть населения финансово безграмотная», – рассуждает аналитик «Альпари» Анна Кокорева.
По ее мнению, посыл детям и подросткам изучать тонкости финансовых вопросов должен идти в первую очередь от родителей. «В дальнейшем хорошо, если процесс воспитания финансовой грамотности будет подпитан соответствующими занятиями на базе школы и института», – говорит она.
«Единственным способом достаточно быстро прервать воспроизводство устаревших, не работающих в современных реалиях моделей является введение обязательного курса финансовой грамотности в школах и вузах», – отмечает директор СРО «МиР», член экспертного совета по финансовой грамотности Банка России Андрей Паранич.
Однако единой образовательной программы для детей и подростков по финансам в России пока нет.
Школа сейчас подключается к этому процессу, но эта работа только начинается. Как и во всех других сферах воспитания, личный пример родителей очень важен, считает начальник управления стратегических коммуникаций Хоум Кредит Банка Ирэн Шкаровская.
«Говорите с ребенком о деньгах по-взрослому, открыто и ненавязчиво. Составьте вместе личный финансовый план вашего ребенка. Спросите у ребенка о его планах, кем он хочет стать, где жить, на чем ездить, как отдыхать. Попробуйте оцифровать эти цели. Обсудите, на что ребенок тратит карманные деньги. Какие из этих трат обязательные, а какие необязательные. Возможно, вы договоритесь, что ребенок откажется от ежедневных необязательных расходов и будет копить на интересующую его финансовую цель», — советует Шкаровская.
По ее наблюдению, в зависимости от возраста ребенку доступны разные знания и навыки, связанные с деньгами. Например, в возрасте 5–6 лет ребенок может считать деньги и недолго копить на что-то ему визуально понятное, например на игрушку. Ребенок в 7–9 лет может сам тратить карманные деньги, сравнивать цены перед покупкой. А ребенок 10–12 лет уже вполне может осознать финансовую ситуацию семьи, сберегать до трети личного бюджета с использованием банковского счета вместе с родителями. Подростки с удовольствием пользуются дополнительными картами, привязанными к банковским картам родителей.
Банки, помимо участия во Всероссийской неделе сбережений (в этому году проходит с 23 по 31 октября. — Прим. ред.), по собственному желанию предлагают те или иные программы. Например, при участии Хоум Кредит Банка выпущена книга «Дети и деньги», предусмотрена возможность скачать ее бесплатно (www.moneykids.ru). Также банк разработал детскую деловую игру «Полезные деньги», которую волонтеры из числа сотрудников кредитной организации проводят в школах, детских развивающих центрах, детских домах.
Росбанк периодически проводит экскурсии для учащихся старших классов школы, а также воспитанников школ-интернатов. Цель экскурсий – познакомить школьников с банковской сферой и особенностями профессии. «Сотрудники рассказывают о механизмах работы банка, основных направлениях деятельности департаментов, необходимых для работы в банке компетенциях, а также о корпоративных ценностях, объединяющих сотрудников компании», – говорит директор департамента корпоративных коммуникаций и рекламы банка Елена Кожадей.
Альфа-Банк – партнер в России масштабного семейного образовательно-развлекательного центра «Кидзания», который планируется открыть в Москве. Также кредитная организация проводит мероприятия для детей клиентов.
Эксперты уверяют, что первые шаги по повышению финансовой грамотности только делаются, но уже можно говорить о результатах. По словам исполнительного вице-президента АРБ Эльмана Мехтиева, до недавнего момента то, что делали банки по части финансовой грамотности, можно было охарактеризовать только как PR-активность. Но в последние годы заметно, что банки начали относиться к этому уже не как к одноразовому способу установления отношений с местными властями и исполнению «воли» регулятора, а как к постоянной работе.
«Мы заметили, что банки уже не созывают все районные газеты, чтобы продемонстрировать то или иное свое действие в этой области. А просто едут, к примеру, в детский дом и проводят там занятия. На мой взгляд, определенный сдвиг в понимании того, что финансовая грамотность – это не просто PR-активность или краткосрочная маркетинговая деятельность, а забота о своем потребителе, произошел», — резюмирует Мехтиев.
Анна БРЫТКОВА,