Комиссии, которые взимают банки со своих клиентов за снятие наличных в «чужих» банкоматах, позволяют банкам зарабатывать миллиарды долларов. Только в США в прошлом году три крупнейших банка заработали на таких комиссиях $6 млрд, а австралийцы заплатили таких комиссий на $548 млн.
По данным австралийского интернет-ресурса RateCity, занимающегося сравнением финансовых продуктов и услуг, общий объем комиссий, которые в прошлом году заплатили жители Австралии при снятии наличных в банкоматах не своих банков, составил $548 млн. Многие жители страны предпочитают не искать банкомат своего банка, а совершать транзакцию в ближайшем банкомате. 40% банкоматных транзакций приходится на банкоматы третьих сторон, что делает взимание комиссий щедрым источником заработка для банков, а для граждан — дополнительным финансовым бременем. «Полмиллиарда долларов в год мы тратим только для того, чтобы получить свои собственные деньги»,— отмечает редактор RateCity Сэлли Тиндал.
По данным ЦБ Австралии, с 2009 года размер прямых комиссий, налагаемых банками на клиентов, вырос. Однако за тот же период общий объем таких комиссий сократился, по мере того как все больше граждан пользуются интернет- и мобильным банкингом и перестают пользоваться банкоматами. О том, есть ли связь между падением популярности банкоматов и ростом размера комиссий, регулятор не сообщает.
На проблему «необязательных» комиссий за пользование «чужими» банкоматами обращают внимание и в США. В начале года вышло совместное исследование SNL Financial и CNNMoney, в котором говорится, что только три ведущих банка США — JP Morgan Chase, Bank of America и Wells Fargo — заработали в прошлом году на комиссиях за пользование банкоматами и овердрафтом $6 млрд. Исследователи подсчитали, что это равняется примерно $25 на каждого взрослого гражданина США. Взимание с клиентов высоких комиссий (в США в среднем $3–4) за снятие денег в «чужих» банкоматах уже давно вызывает критику в США.