Розничным монолайнерам в кризис приходится выбирать тактику инвестирования в ценные бумаги ради поддержания ликвидности
Национальное рейтинговое агентство (НРА) специально для Банки.ру запустило рэнкинг «Барометр банковской ликвидности»* по новой методологии. С его помощью можно определить состояние конкретных банков и общее положение в российской банковской системе.
В секторе розничных монолайнеров постепенно оформились две основные группы банков, принципиально различающихся подходами к управлению ликвидностью. Банки с классическим кредитным бизнесом соседствуют с банками, увлекающимися операциями с ценными бумагами и, в особенности, сделками РЕПО. Обе модели пока демонстрируют свою жизнеспособность, однако показатели прибыльности и просрочки клиентов по кредитам говорят в пользу классического кредитного бизнеса.
У одних прибыло, у других убыло
Во II квартале 2016 года банковский сектор показывал разнонаправленную динамику показателей ликвидности. Из топ-100 российских банков по размеру активов 49 банков в апреле ухудшили свои показатели суммарно на 256 пунктов барометра ликвидности НРА, а 27 улучшили свои показатели, но всего на 139 п. б.
Самое серьезное падение уровней текущей ликвидности за месяц показали четыре частных средних банка: «БФГ-Кредит» (-20), Меткомбанк (-20), Юниаструм Банк (-13) и Финпромбанк (-10), они опустились ниже приемлемого уровня 0,25 п. б. В итоге количество банков в так называемой красной зоне увеличилось с 23 до 26. Наибольшего роста показателей ликвидности добились крупные банки: «Зенит» (+8), Бинбанк (+9), «Югра» (+12), «Российский Капитал» (+13). Сегмент системно значимых банков сохраняет самые стабильные показатели ликвидности по нижней границе в 0,25 п. б.
Таким образом, можно утверждать, что проблема дефицита ликвидности практически ушла на периферию у крупных и системно значимых банков, но еще больше обострилась у средних.
В масштабах всей банковской системы снижение ликвидности у средних банков практически не влияет на рыночные тенденции и ожидания регулятора. Уже сейчас российская банковская система по коэффициенту монополизации Херфиндаля — Хиршнера перешла из категории рынков с высокой конкуренцией и низкой концентрацией (АdjHHI = 10,8) в категорию рынков с умеренной концентрацией и невысокой конкуренцией (АdjHHI = 9,82). На 1 мая 2016 года индекс концентрации банковского рынка составил 8,69, то есть банковский рынок стал еще на 10% ближе к полной монополии. Поэтому проблемы с ликвидностью у группы банков, чьи совокупные активы не дотягивают и до половины активов Сбербанка, на всю систему в целом оказывают слабое воздействие и не могут изменить повестку дня. Напротив, профицит ликвидности у крупных и системно значимых банков уже серьезно беспокоит Банк России, который открыто заявляет, что избыток ликвидности может привести к образованию «пузырей» в отрасли.
В ожидании дальнейшего снижения ставки Банка России лидеры рынка думают над тем, как теперь бороться с избытком ликвидности и снижать долю дорогих пассивов. Ведь все понимают, что никаких других способов увеличить возвратное кредитование заемщиков, кроме повышения доступности кредита, сегодня уже нет.
Розничные монолайнеры: правила деления на два
Как в этой ситуации себя чувствует рынок розничного потребительского кредитования, до сих пор переживающий снижение спроса на кредиты со стороны населения, рост просрочки и уход многих клиентов в сектор микрофинансирования?
Кластер розничных банков-монолайнеров за прошедшее время перестал быть однородным и постепенно разделился на две группы банков, различающихся фундаментально по признаку активности или пассивности в сфере операций с ценными бумагами. Причина такого разделения — в надстройке над обычной деятельностью розничного банка. Некоторые банки активно используют операции с РЕПО, которыми фондируется длинный портфель облигаций. В этом случае дюрация портфеля различна, а разница в срочности активов и пассивов резко возрастает, увеличивая процентный риск и риск ликвидности. К тому же, в отличие от диверсифицированного портфеля розничных кредитов, портфель ценных бумаг может мгновенно потерять в цене. Это касается в том числе бумаг из Ломбардного списка Банка России, который актуализируется и изменяется на ежедневной основе.
В то же время у банков, которые не увлекаются сделками с РЕПО и у которых такой надстройки над классическим кредитным бизнесом нет, очень высокие показатели ликвидности. Портфель розничных кредитов имеет дюрацию меньше одного года, в зависимости от продукта, но позволяет иметь положительный гэп и на годовом горизонте, и за его пределами.
В майском барометре ликвидности вверху рэнкинга в числе банков с самыми высокими показателями ликвидности расположились следующие розничные банки-монолайнеры: Тинькофф Банк (1,00), Почта Банк (1,00). Также максимальные значения расчетного коэффициента ликвидности (1,00) демонстрируют ипотечный монолайнер «ДельтаКредит» и автокредитный РН-Банк (0,81).
Внизу рэнкинга с самыми низкими значением расчетного коэффициента находятся розничные Совкомбанк (0,02) и банк «Русский Стандарт» (0,10).
У первый группы банков срочность пассивов превышает срочность активов в среднем на десять месяцев, а у второй группы срочность пассивов, наоборот, в среднем на 12 месяцев короче срочности активов. Если сравнить у этих двух групп банков долю активов в ценных бумагах, заложенных по процедуре РЕПО, то корреляция будет обратной:
Таблица 1. Сравнение розничных банков по доле активов, размещенных в ценных бумагах и заложенных по процедуре РЕПО
Название банка | Барометр ликвидности на 01.05.2016 | Избыток/дефицит ликвидности в месяцах | Нетто-активы | Портфель ценных бумаг | Доля ценных бумаг в активах, % | Из них доля ценных бумаг, заложенных по РЕПО, % |
Тинькофф Банк | 1,00 | 12,0787 | 172 650 960,00 | 25 110 928,00 | 14,5 | 2,40 |
Почта Банк | 1,00 | 12,5857 | 87 269 672,00 | 0,00 | 0,0 | 0,00 |
Русский Стандарт | 0,11 | -9,8159 | 458 364 590,00 | 232 416 115,00 | 50,7 | 92,50 |
Совкомбанк | 0,02 | -9,9719 | 463 585 993,00 | 205 006 367,00 | 44,2 | 64,60 |
Как видно из таблицы, у «Русского Стандарта» и Совкомбанка примерно половина всех активов на 1 мая 2016 года размещена в ценных бумагах, при этом у Почта Банка ценные бумаги в активах отсутствуют полностью, а у Тинькофф Банка составляют менее 15% всех активов. Но, самое главное, доля «репованных» ценных бумаг в активах «Русского Стандарта» занимает больше 90% портфеля, а у Совкомбанка — сильно выше 50%. У Тинькофф Банка из всего небольшого портфеля ценных бумаг заложены по РЕПО лишь 2,4% бумаг.
Операции РЕПО составляют внушительную долю активов этих розничных банков. Но активность розничных банков на рынке ценных бумаг все же объясняется вполне объективными причинами. Как в корпоративном, так и в розничном секторе банковской системы с начала 2015 года наблюдается негативное влияние возросших кредитных рисков, из-за чего кредитные портфели банков стагнируют. В условиях, когда качественных заемщиков под все еще высокий процент найти очень сложно, некоторые банки развивают дополнительный бизнес по аллокации капитала на фондовом рынке.
Мы полагаем, что начало роста розничных кредитных портфелей будет являться опережающим экономическим индикатором, знаменующим перелом макроэкономических тенденций и начало фазы экономического роста. При этом данный процесс невозможно стимулировать искусственно: банки не будут кредитовать население до тех пор, пока экономическая ситуация не стабилизируется. Ориентировочный срок для подобных изменений — IV квартал 2016 — I квартал 2017 года.
Максим ВАСИН, главный экономист Национального рейтингового агентства, для
* Барометр ликвидности — специальный интегральный показатель, рассчитываемый НРА по собственной методике. В основе методики лежит определение ликвидности как соответствия сроков до погашения активов срочности обязательств кредитной организации. Согласно методике, ликвидность оценивается в трех разрезах: как общая ликвидность баланса, текущая ликвидность на сроке до трех месяцев и среднесрочная — на сроке до одного года.
В рэнкинге участвуют банки с активами в размере более 50 млрд рублей на отчетную дату.
В качестве базовых параметров итогового значения анализируются три критерия:
1. Ликвидность баланса (долгосрочная ликвидность): разница в среднем сроке до погашения обязательств и активов. Вес нормированного параметра в итоговом балле варьируется в зависимости от типа кредитной организации. Диапазон нормирования {-10 месяцев; + 10 месяцев}, за исключением системно значимых банков — {-12 месяцев; 0 месяцев}.
Если срочность активов ниже срочности обязательств, показатель разницы положительный, и наоборот.
Для подсчета сроков используется следующее правило. Данные о срочности активов и обязательств рассчитаны условно исходя из средних сроков балансовых счетов (например, средний срок «от 8 до 30 дней» условно составляет (30 + 8)/2 = 19 дней).
2. Текущая ликвидность: гэп между активами и обязательствами на сроке до 90 дней (в % от чистых активов). Вес нормированного параметра в итоговом балле варьируется в зависимости от типа кредитной организации. Диапазон нормирования {-20%; + 20%}, системно значимые банки и их дочерние организации получают наивысшую оценку параметра «текущая ликвидность» по умолчанию.
3. Среднесрочная ликвидность: гэп между активами и обязательствами на сроке до одного года (в % от чистых активов). Вес нормированного параметра в итоговом балле варьируется в зависимости от типа кредитной организации. Диапазон нормирования {-20%; + 20%}, за исключением системно значимых банков — {-20%; 0%}.
Итоговый показатель получается путем сложения трех нормированных значений показателей, умноженных на их веса, и расположен в диапазоне от 0 до 1.
Выделяются три кластера банков, для которых методика подсчета итогового показателя меняется:
1. Системно значимые банки и их дочерние организации— банки, входящие в перечень системно значимых, опубликованный Банком России.
Предполагается, что такие банки получат поддержку текущей ликвидности от ЦБ РФ, необходимую для исполнения их краткосрочных обязательств. Таким образом, формально их текущая ликвидность оценивается как максимальная. Более того, для таких банков используются более мягкие показатели в целях нормирования долгосрочной ликвидности (диапазон {-12 месяцев; 0 месяцев}) и среднесрочной ликвидности (диапазон {-20%; 0%}), поскольку эти банки как системно значимые несут системные риски российской банковской системы — недостаток долгосрочных источников фондирования при наличии спроса на долгосрочное кредитование крупнейших заемщиков и населения.
2. Крупные банки — банки с чистыми активами в размере более 400 млрд рублей. В отношении крупных банков критичность показателей текущей ликвидности является не столь высокой, так как стрессовые сценарии — высокий кратковременный отток пассивов без возможности привлечения дополнительной ликвидности от ЦБ РФ и с денежного рынка — для таких банков менее вероятны. Веса трех компонент расчета показателя барометра ликвидности установлены на уровне: 50% — долгосрочная ликвидность; по 25% — текущая и среднесрочная ликвидность.
3. Средние банки — банки с чистыми активами от 50 млрд до 400 млрд рублей. В отношении таких банков наиболее критичным компонентом ликвидности является значение показателя текущей ликвидности (вес 50%), другие компоненты — среднесрочная и долгосрочная ликвидность — имеют меньшее значение в стрессовых сценариях (вес 25%). Как правило, средние банки при возникновении стрессовых ситуаций (паника, отток вкладчиков, крупные потери) не могут рассчитывать на экстренную помощь государства или денежного рынка и должны опираться на собственные ресурсы. Таким образом, при отсутствии текущей ликвидности для выплат вкладчикам банк будет быстро терять платежеспособность и клиентскую базу, и его средне- и долгосрочная ликвидность уже не будут иметь решающего значения.
При использовании итогового показателя рэнкинга мы обращаем внимание, что в балансе кредитной организации срочность активов и обязательств отражается не вполне корректно. Корректная оценка сроков возможна на основании формы 125 «Сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения», однако данная форма не входит в состав отчетности, публикуемой на сайте Банка России.