Лицензии лишилась каждая четвертая организация
О том, когда же именно был запущен процесс, называемый не только в народе, но и в профессиональных кругах банковской чисткой, имеются разные мнения. Некоторые ведут отчет от первых крупных инцидентов - отзыва лицензий у банка «Пушкино» (30 сентября 2013 года, первый «закрытый» банк из ТОП-100 по вкладам) или Мастер-банка (20 ноября 2013 года, первый случай из ТОП-100 по активам). Другие увязывают начало процесса с вступлением Эльвиры Набиуллиной в должность председателя ЦБ РФ 24 июня 2013 года. Эта позиция, на мой взгляд, ближе к истине: за первое полугодие 2013-го был лишен лицензии всего один банк с вкладами физлиц на счетах, за второе - двадцать восемь, десять из которых тихо ушли с рынка еще до случая с «Пушкино». Однако точкой отсчета я считаю не день, когда Эльвира Сахипзадовна заняла свой пост, а первый объявленный при ней отзыв лицензии. Учитывая, что предыдущий подобный случай произошел тремя с половиной месяцами раньше, а следующий - всего одиннадцатью днями позже, его резонно считать началом банковской чистки.
Итак, это был мало кому известный тогда и забытый ныне Липецкоблбанк, и это было 8 июля 2013 года. Следовательно, на днях мы могли отметить третью годовщину чистки.
За это время лицензий лишились 237 банков, не считая небанковских кредитных организаций. Это составляет 26,5% от количества банков, работавших на рынке в середине 2013 года. Иначе говоря, ЦБ закрыл каждый четвертый банк. По размеру активов 70 из них входили в ТОП-300, а восемь - в первую сотню. Если же считать по совокупному объему вкладов физлиц, крупных случаев было еще больше: 88 банков на момент отзыва лицензии числились по этому показателю в ТОП-300, 16 - в ТОП-100.
Самым крупным случаем стал отзыв лицензии у банка «Интеркоммерц» в феврале 2016 года. Совокупный объем страховых выплат тогда составил 64,3 млрд рублей. Всего же за время чистки АСВ выплатило вкладчикам свыше 2 трлн рублей.
Впрочем, нагрузка на АСВ возросла не только из-за участившихся страховых случаев, но и из-за роста обязательств. С 1 января 2014 года государственную гарантию распространили на счета индивидуальных предпринимателей, а в декабре 2014 года размер страховки был увеличен вдвое - с 700 тыс. до 1,4 млн рублей. Конечно, эти шаги обсуждались еще до начала банковской чистки, но она в определенной мере ускорила их внедрение в жизнь.
В большинстве случаев лицензий лишаются московские организации. В первый год чистки регулятор активно «прошелся» по регионам, но в дальнейшем случаи отзыва лицензий у региональных банков становились все реже и реже. В 2016 году доля таковых составляет лишь 27% (в 2013 году - 50%).
Зато сами темпы чистки ускоряются, и все чаще ЦБ убирает с рынка крупных игроков. До первый половины 2015 года многие эксперты ожидали, что процесс будет свернут по мере исчерпания фонда страхования вкладов. Однако Центробанк стал регулярно пополнять страховой фонд льготными кредитами и, напротив, активизировал свою деятельность по оздоровлению рынка. Если в 2014 году лицензии лишились 73 банка, а в 2015-м - 88, то в последнее время, так сказать, в годовом выражении (относительно аналогичной даты предыдущего года) количество закрытых организаций колеблется на уровне сотни.
Очевидно, с такой же активностью регулятор будет чистить рынок и в ближайшие месяцы. Следовательно, нас ждет еще много отозванных лицензий, и по этому показателю 2016 год наверняка станет рекордным. Вероятно, будут и довольно крупные случаи. Кстати, две последних отозванных лицензии принадлежали организациям из ТОП-300 (ПЧРБ и ЕвроситиБанк).
Однако бояться, что кредитных организаций скоро будет слишком мало, и не из чего будет выбирать, не стоит. На сегодняшний день в России насчитывается свыше 630 банков, большинство из которых имеют право привлекать вклады населения.