Объясняем, стоит ли бояться падения лиры российскому рублю и российским туристам
Фото:
pixabay.com
В течение последней недели в новостях часто мелькают тревожные новости из Турции: местная валюта - лира - обвалилась, местный президент - Реджеп Эрдоган - обменивается обвинениями с Дональдом Трампом. Казалось бы, к России это отношения не имеет, но это не совсем так: в частности обвал лиры аукнулся рублю в минувшую пятницу (об этом шла речь в нашем последнем валютном обзоре). Так что на ситуации в Турции стоит остановиться подробнее.
Что произошло?
Всего за два торговых дня - пятницу и понедельник - курс турецкой валюты относительно доллара США упал примерно на четверть. С начала августа лира подешевела на 28%. Такое событие в отнюдь не последней экономике мира - редкость и может иметь большое значение не только для Турции. Но о последствиях чуть позже, сперва о причинах.
Обвал лиры спровоцировало обострение отношений Турции и США, причём инициатива шла с американской стороны. Сперва негатив был чисто политическим (но уже отражался в падении курса) - в начале месяца США ввели санкции против турецких министров внутренних и иностранных дел. Поводом стало удержание под стражей американского гражданина, обвиняемого в причастности к попытке госпереворота в Турции. Санкции вызвали обмен критикой, а на прошлой неделе Дональд Трамп перевел ситуацию уже в чисто экономическую плоскость, объявив о двукратном повышении пошлин на ввоз из Турции стали и алюминия. Эта новость и вызвала обвал турецкой валюты в минувшую пятницу.
При этом причиной обвала повышение пошлин, конечно, не является, ведь турецкая экономика не держится на одном лишь экспорте металлов в США. Событие стало поводом, «спусковым крючком» для назревшего падения лиры, а причины - в негативном положении турецкой экономики, сформировавшемся в последние годы. Политика турецких властей сочетала рост государственных расходов, в том числе на зарплаты бюджетникам и пенсии, и удерживание низких кредитных ставок (к слову, примерно такой же политики требуют от российских властей некоторые представители оппозиции). Это обеспечило значительный экономический рост (в 2017 году - 7,4%), но рост преимущественно «дутый» - не за счёт реального увеличения производства, а за счёт трат в неизбежно обесценивающейся лире. Ситуация усугубляется тем, что Турция является чистым импортёром, то есть больше покупает, чем продаёт, а значит, нуждается в иностранной валюте. Спрос на валюту и нежелание банков кредитовать в лирах (это невыгодно, когда лира обесценивается) привели к росту кредитования в долларах и евро, как внутреннему, так и внешнему. Естественно, при новом этапе обвала лиры заёмщики, имеющие обязательства, скажем, в евро, пытаются выкупить побольше евро, а это приводит к его дальнейшему росту - получается эффект снежного кома.
В последнее время турецкие финансовые власти перешли к умеренному повышению процентных ставок, а непосредственно на прошлой неделе был принят пакет антикризисных решений. Но вряд ли это поможет в корне переломить ситуацию. Особенно если учесть эскалацию конфликта с США (Эрдоган уже объявил об ответном повышении пошлин), что в перспективе может перекрыть каналы кредитования и спровоцировать дефицит необходимой для Турции валюты.
Во вторник падение лиры приостановилось, однако это может быть лишь естественной после столь мощного движения коррекцией. Никаких перспектив роста у турецкой валюты нет.
Если вы едете в Турцию
Для туристов обвал лиры создаёт скорее преимущества, чем проблемы. Инфляция в стране подскочила до многолетнего максимума, но всё-таки отстаёт от темпов падения национальной валюты. Проще говоря, для людей, приезжающих в Турцию с долларами и евро, все товары с ценниками в лирах - от сувениров до недвижимости - сейчас окажутся гораздо дешевле, чем были месяц назад.
Правда, туристы из России будут в менее выгодном положении по сравнению с туристами из Европы и США. Во-первых, рубль с начала августа тоже упал, и его рост относительно лиры куда меньше, чем у евро и доллара. Во-вторых, двойной обмен валюты (рубль-доллар и доллар-лира) чреват потерями на спреде и комиссиях, а обменять непосредственно рубли на лиры в российских банках не получится.
Лира и рубль
Валютный рынок - штука глобальная, и абстрагироваться от происходящего с турецкой лирой рубль не может. Хотя влияние тут не прямое, а опосредованное.
Во-первых, Россия и Турция принадлежат к одному «классу» развивающихся стран. И когда обваливается одна из валют таких стран, инвесторы на всякий случай сокращают свои активы и в других валютах. По идее этим они сами провоцируют снижение курсов, но так происходит (на самом деле процесс сложнее и затрагивает не только валютный, но и другие рынки, но в общих чертах выглядит так). Поэтому падение лиры негативно отразилось на других валютах развивающихся стран - индийской рупии (упала на 2,9%), бразильском реале, аргентинском и мексиканском песо, южноафриканском рэнде и других. Рубль не стал исключением. Однако следует понимать, что это влияние не слишком сильно и обычно быстро отыгрывается назад.
Другой канал влияния лиры на рубль проходит через евро. В последние годы банки Испании, Италии, Германии и других стран ЕС активно кредитовали турецкие компании (естественно, в евро). Обвал лиры резко повысил риск невозврата кредитов. Отдельные аналитики прогнозируют, что, хотя Турция не входит в ЕС, Европе придётся её спасать, по сути спасая собственные деньги, и кризис может разгореться не меньше, чем в ситуации с Грецией. На этих опасениях евро падает относительно валют развитых стран, а доллар получает дополнительный стимул для роста. И эти взаимоотношения валют, напрямую рубля не касающиеся, могут неслабо на нём сказываться - пример тому мы видели в прошлую пятницу.
Таким образом, падение лиры негативно влияет на курс рубля, но это влияние действует, что называется, в моменте и не будет длительным.