Разбираемся, как новая нефтяная сделка скажется на рубле
Фото:
Евгения Яблонская для «БанкИнформСервис»
Свершилось: крупнейшие страны-экспортёры нефти заключили новую сделку по сокращению добычи. На ожиданиях этого события баррель Brent в четверг поднимался в цене до 36,3 долларов, что способствовало укреплению рубля до отметок 73 по доллару и 80 по евро. Из-за жёсткой позиции Мексики переговоры не удалось завершить в четверг, нефтяные цены к концу торгов ушли ниже 32, и - прямо как в сериале - в этот самый драматичный момент рынок ушёл на длинные выходные. Просто потому что в западных странах, не в пример России, праздничный календарь куда более религиозен, и Пасха, приходящаяся у католиков и протестантов на это воскресенье, означает дополнительные выходные: Северная Америка отдыхает только пятницу, а Европа - пятницу и понедельник. Между тем, сегодня (в пятницу) Мексика присоединилась к нефтяному соглашению, но рыночный отклик мы увидим только через три дня. Есть время подумать, как всё это скажется на российской валюте.
Прежде всего следует понимать, что достигнутое соглашение - скорее паллиатив. Во-первых, оно не отвечает интересам ряда участников, в том числе крупнейших. России пришлось кардинально пересмотреть свою позицию, и по сути она возьмет на себя наибольшую долю сокращения - 2,5 млн баррелей в сутки (номинально доли России и Аравии равны, но последняя за месяц «без правил» успела значительно нарастить добычу). Саудовской Аравии не удалось заставить США примкнуть к сделке: их участие ограничилось «помощью» Мексике (сокращение на 250 тыс баррелей в сутки) и заверениями, что американская добыча вскоре сократится на 4 млн баррелей естественным путем из-за заполнения хранилищ (последнее, понятно, не является обязательством). Получается, что «вторая сланцевая война» вновь проиграна Аравией.
Во-вторых, общее сокращение добычи на 10 млн баррелей в сутки не согласуется с упавшим из-за коронавирусной пандемии спросом - падение спроса больше. К тому же сделка предусматривает сокращение на 10 млн баррелей только в течение мая-июня, с 1 июля эта цифра составит уже 8 млн, а с 1 января - 6 млн. Проще говоря, условия ориентированы на очень быстрый выход мира из кризиса, что даже с учётом позитивной китайской статистики (Китай уже по сути победил эпидемию, и экономика там восстанавливается быстро) всё же чересчур оптимистично.
В общем, нефтяной «сериал» отнюдь не закончен и ещё до конца первого полугодия мы наверняка дождёмся изменения сделки. Причём изменения могут быть как позитивными (дополнительное сокращение добычи), так и негативными (сепаратный выход отдельных стран или даже полный разрыв).
Однако в недалёкой перспективе - скажем, до конца апреля - сделка стабилизирует нефтяные цены. На фоне обвала спроса возврата котировок к прежним уровням ждать не приходится, но они наверняка закрепятся в районе 30-36 долларов или даже чуть выше.
Рубль пока продолжит активно реагировать на нефтяную динамику, хотя коррекция становится всё более эластичной - это я отмечал ещё на прошлой неделе, когда возврат барреля к минимумам ниже 25 долларов не сподвиг пару доллар-рубль подняться выше 79. Сейчас доллар достиг диапазона 72,50-75, в котором находился сразу после разрыва сделки ОПЕК+ в марте, и уже не выйдет из него вверх. А вниз выйдет, только неясно как скоро - это зависит от нефтяной динамики. Влияние других факторов остаётся слабым - это доказал провалившийся на днях аукцион ОФЗ, который никоим образом не замедлил роста рубля.
На ближайшую неделю основным диапазоном для доллара представляется 72,50-75, для евро - 80-83.
А вот в среднесрочной перспективе - нескольких месяцев - дальнейший рост рубля несомненен. Кризис, вероятно, будет тяжёлым, но не затяжным. Восстановление спроса на сырьё подстегнёт нефтяные цены. Западные центробанки сохранят низкие ключевые ставки минимум до конца года, и российские ценные бумаги вновь станут очень привлекательными для инвесторов. К лету мы вполне можем увидеть доллар по 70 рублей, а осенью - по 64-68.