Frank Media продолжает публиковать хроники карантина банкиров. О плюсах и минусах удаленки, важности технологий в условиях изоляции и планах оставить часть сотрудников работать из дома рассказал зампред правления Газпромбанка Дмитрий Зауэрс.
Frank Media, Ольга Суховейко, 19.06.2020
Новый офис. Я нахожусь на даче уже три месяца и именно здесь оборудован мой домашний офис. В целом, кроме вида на лес, ничто не говорит о том, что я работаю из дома, меня ничего не отвлекает. Конечно, иногда возникает соблазн пойти погулять, почитать книжку или посмотреть фильм. Руководителям проще бороться с такими соблазнами – мой график забит до предела. Сейчас он даже более жесткий, чем в офисе, все постоянно на связи, не тратится время на организацию встреч.
Плюсы и минусы. На удаленке стирается грань между работой и личной жизнью. Первое время каждый мой рабочий день легко мог длиться до двух часов ночи. При этом кардинально повышается эффективность, с таким графиком трудно отвлечься. Если в двух словах описать работу на удаленке, то парадокс в том, что для меня стало гораздо больше семьи и гораздо больше работы.
Сначала, когда мы оказались взаперти, было много психологических издержек – все привыкли видеть друг друга при общении, обмениваться не только словами, но и энергетикой. Поэтому было довольно дискомфортно, многим и сейчас хочется видеть живых людей, а не экраны. Однако через некоторое время начинаешь находить плюсы, например, время на дорогу существенно экономится. Вместо того, чтобы бессмысленно проводить время в пробках, ты получаешь два свободных часа, можно подольше поспать или позаниматься спортом с утра. Значительно выросла и скорость взаимодействия, ведь в любой момент можно связаться с любым человеком. Сейчас собрать большое совещание можно за несколько минут, в то время как в офисе на то, чтобы собрать всех очно, требуется один-два дня. Так что с точки зрения управления удаленная работа порой гораздо более эффективна.
Важность технологий. Инфраструктура Газпромбанка позволяет тысячам людей работать удаленно. Банк располагает промышленными, а не пользовательскими решениями, которые позволяют вести работу в таком формате более чем 10 тысячам сотрудников. У нас был рекорд, когда в режиме двусторонней видео конференц-связи мы смогли подключить более тысячи человек для участия в демо-дне, который длился около 5 часов.
В первые недели, когда стало понятно, что работать обычным образом нельзя из-за риска массовых заражений, мы начали переводить большую часть сотрудников на удаленку. Сегодня более 14 тысяч сотрудников подключены к системе «Мобильный офис», которая дает доступ к внутренним системам банка.
Тысячи сотрудников ежедневно пользуются внутренней телефонной конференц-связью, а число звонков по видеосвязи превышает 1400 в день. Использовать сервисы можно с любого компьютера и банк выдал более 4 тысяч ноутбуков всем, кому они были нужны. Сейчас 90% сотрудников головного офиса работают в удаленном режиме.
Мы организовали информационную кампанию по разъяснению того, что мы делаем, зачем и почему. К примеру, запустили частный телеграм-канал для информационной поддержки работы банка. Уже в течение первого месяца число подписчиков превысило 11 тысяч. В настоящий момент телеграм-канал остается закрытым для внешних пользователей, но в перспективе он может стать публичным. Помимо оперативных новостей, связанных с пандемией, в канале публикуются финансовые лайфхаки и советы, авторские колонки, аналитика рынка, новостные дайджесты и цифры дня.
Лояльность. Полагаю, что лояльность и соотношение себя с организацией зависит от многих факторов, далеко не только от присутствия на рабочем месте. Можно работать в офисе и совсем не чувствовать себя причастным, а можно сидеть дома и ощущать связь с компанией. Это вопрос того, какую среду создает организация, поэтому важно осуществлять постоянную коммуникацию. Сейчас мы коммуницируем с коллективом в разы больше, чем до карантина, наша активность за эти три месяца превзошла весь предыдущий год.
Мы проводим расширенные совещания и демо-дни, все активно в них участвуют. Такие форматы позволяют компенсировать недостаток личного общения и активно вовлекать сотрудников в процесс осознания наших целей и ценностей. В текущей ситуации нужно наращивать коммуникацию, тогда люди не будут чувствовать себя выпавшими из жизни организации. Мы также проводим множество неформальных мероприятий – тренинги, флешмобы, культурные события. Это повышает лояльность сотрудников и позитивно влияет на вовлеченность.
Важно всегда быть в контакте с человеком — к счастью, цифровые технологии позволяют это делать. Многие видят меня сейчас даже чаще, чем раньше.
Будущее удаленки. Мы оценили преимущества удаленки и думаю, оставим часть сотрудников работать в таком режиме. Это сокращает расходы на аренду офисов и организацию рабочего пространства. Удаленно могут работать сотни и даже тысячи человек. Получившейся экономией на аренде офисов можно делиться с сотрудниками, например, увеличивая им зарплаты.
При этом сотрудники могут работать в разных точках страны, поэтому, например, можно искать людей в тех регионах, где есть профильные специалисты. Это совершенно меняет модель управления персоналом и организации бизнес-процессов. Я считаю, что к такой модели рано или поздно придут все организации. Мне кажется, мы все придем к гибкому графику, когда люди смогут работать в совмещенном режиме, часть времени в офисе, а часть – из дома. После пандемии мы серьезно изменим свое поведение, и управленческое, и рабочее, и личное, и найдем формат, который лучше всего отвечает интересам организации и сотрудников.