Арбитражные управляющие объединились для защиты своих прав
Как и предсказывали в конце 2015 года эксперты, ужесточение государством требований к арбитражным управляющим (АУ) вызвало консолидацию последних. Сегодня в РФ появилось общественное объединение, целью которого является защита профессиональных интересов арбитражных управляющих. Создатели организации надеются, что она объединит до 3 тыс. управляющих к концу года и избавит их от излишнего давления со стороны государства. Учредительное собрание не обошлось без конфликта с представителями саморегулируемых организаций, которые, по мнению АУ, недостаточно защищают их интересы.
17 марта в 11 городах России прошла первая всероссийская конференция АУ, на которой было принято решение учредить Общероссийский профсоюз арбитражных управляющих (ОПАУ). Как ранее заявляли сами участники конференции, их интересы на государственном уровне никто не представлял, что почти привело к исчезновению профессии. Поэтому по итогам конференции за создание профсоюза проголосовало свыше 95% АУ, принявших участие в голосовании. Всего на сегодняшний день в стране этой деятельностью занимаются около 5 тыс. человек.
Новоиспеченное объединение помимо защиты интересов своих членов среди целей указывает повышение эффективности банкротств, улучшение закона о банкротстве физлиц и включение своей деятельности в классификатор профессий. «Наконец-то мы взяли судьбу профессии в свои руки. Теперь у нас есть реальный инструмент воздействия на государственные органы. Ведь не секрет, законодательство в последние годы в отношении АУ только ужесточалось»,— говорит председатель рабочей группы профсоюза Иван Рыков. Ожидается, что в профсоюз к концу года войдут от 2 до 3 тыс. человек, представляющих 48 из 52 действующих саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих России.
Главной причиной создания ОПАУ послужил федеральный закон №391, подписанный Владимиром Путиным 29 декабря прошлого года. Напомним, изменения в закон о банкротстве установили более жесткие требования к АУ, которые, по мнению юристов, непременно приведут к существенному удорожанию процедуры несостоятельности. В частности, с 2017 года увеличивается минимальный размер компенсационного фонда СРО, за повторное административное нарушение вводится дисквалификация до трех лет, был увеличен и сам срок привлечения управляющего к ответственности (см. «Новости Банков» от 25 декабря 2015 года). В январе по итогам проведенного рабочей группой профсоюза опроса 99,23% АУ из 50 СРО не одобрили эти изменения.
С начала года, если верить информации с официального сайта профсоюза, АУ по всей стране «вынужденно начали бойкотировать банкротства организаций и физлиц». «По юрлицам счет уже идет на тысячи процедур, а по физлицам — в десятки раз больше»,— сообщил пресс-секретарь ОПАУ Радмир Рахимов. В профсоюзе уверяют, что в некоторых регионах с проблемой назначения АУ сталкивается от 70% до 90% граждан, а некоторые СРО и вовсе не работают с физлицами, поскольку сейчас вознаграждение управляющего за одну процедуру банкротства составляет 10 тыс. руб. По мнению профсообщества, эта сумма не соответствует трудозатратам, расходам и рискам.
Отметим, что с 2012 года для АУ обязательно членство в саморегулируемых организациях — но этот институт, как показало сегодняшнее собрание, приживается с трудом. АУ решили создать профсоюз как альтернативу СРО в том числе и потому, что считают, что «при их попустительстве» и были приняты законы, вводящие более жесткое регулирование профессии, сообщил господин Рахимов. По его словам, участники конференции «в резкой форме попросили покинуть президиум» двух представителей СРО и не допустить их вступления в профсоюз. Впрочем, как сообщили в профсоюзе, в итоге участники согласились «объединить усилия, чтобы добиться принятий изменений в новые законы о банкротстве».
Андрей Райский, Софья Окунь