Банк России подвел итоги развития рынка микрофинансирования в 2016 году. По данным регулятора, несмотря на сокращение числа компаний на треть, объем выданных займов за год вырос почти на 40%. По мнению экспертов, на это повлияло усиление регулирования и перераспределение клиентов из покинувших рынок компаний.
Обзор ключевых показателей микрофинансовых организаций за 2016 год опубликован на сайте Банка России. По данным ЦБ, за 2016 год общий объем микрозаймов, выданных компаниями, вырос на 39,4% до 195,1 млрд руб. Большая часть микрозаймов (171 млрд руб.) пришлась на займы физлицам. Причем в структуре микрозаймов физлиц более половины (62,1%) займов выдавалось на короткий, до 30 дней, срок, в том числе и онлайн.
Регулятор отметил, что объем выданных в 2016 году микрозаймов вырос несмотря на существенное уменьшение числа МФО — за год ЦБ сократил их количество почти на треть, или 1100 компаний. Это больше, чем число вновь вступивших в реестр в 2016 году компаний (696 организаций). В результате к концу 2016 года в реестре осталось порядка 2588 игроков. В обзоре поясняется, что "сокращение количества организаций по-прежнему в основном связано с работой Банка России по очищению реестра от недобросовестных игроков". При этом в 2015 году число исключенных компаний было вдвое меньше - на 12%, или 512 МФО. Большую часть ушедших с рынка компаний ЦБ исключил за нарушения законодательства, другие компании покинули рынок добровольно.
Несмотря на уменьшение числа работающих на рынке компаний, спрос на микрозаймы в 2016 году вырос
Впрочем, несмотря на уменьшение числа работающих на рынке компаний, спрос на микрозаймы в 2016 году вырос. Особенно активно это проявилось во втором полугодии 2016 года: за этот период компании заключили с клиентами более половины от всех заключенных в 2016 году договоров микрозайма. По словам гендиректора МФК «Быстроденьги» Юрия Провкина, в компании видят определенную динамику за счет новых клиентов, ранее не пользующихся услугами МФО. По его словам, скорее всего, на это влияют проводимые регулятором меры по сокращению серого рынка и повышению финансовой грамотности населения, к тому же хороший темп роста демонстрирует онлайн-сегмент.
«Второе полугодие традиционно является более активным на рынке микрокредитования, — указывает главный исполнительный директор МФК «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. —Так, например, лето - время ремонта и строительства, когда население остро нуждается в дополнительных средствах, август – месяц отпусков и подготовка детей к школе, когда доходы не покрывают расходов, в декабре мы видим очередной скачок займов – в первую очередь, на подарки и новогодний стол». Кроме того, на рост выдач МФО повлияло и сокращение банковских офисов в период кризиса, при том что МФО активно работают в небольших населенных пунктах и даже деревнях.
На рост выдач повлияло перераспределение клиентуры покинувших рынок МФО
По мнению гендиректора онлайн-сервиса «Робот Займер» Сергея Седова, на рост выдач повлияло также перераспределение клиентуры покинувших рынок МФО среди других компаний, а еще высокий спрос на краткосрочные микрозаймы (в том числе и среди новых заемщиков). Кроме того, на рост выдач повлияли МФО, предоставляющие POS-займы (займы на товары и услуги).
При этом средняя сумма микрозайма, которую клиенты получали в МФО, снизилась. Так, например, средний чек по микрозайму для клиентов-физлиц в 2016 году снизился до 9 тыс. руб. (с 10,4 тыс. руб. в 2015 году). Чек по краткосрочным и онлайн-микрозаймам сократился на 0,2 тыс. руб. до 6,4 тыс. руб.
«Снижение средней суммы займов — долгосрочная тенденция, — поясняет Сергей Седов. —Объяснением стоит считать ежегодный прирост клиентов МФО. Беря займы впервые, новые клиенты предпочитают иметь дело с небольшими суммами (а во многих компаниях суммы более нескольких тысяч рублей новым заемщикам попросту недоступны), тем самым влияя на общую статистику». Также, по его словам, снижение связано с ростом объемов онлайн-кредитования, где максимальная сумма займа законодательно ограничена 15 000 рублей. Впрочем, не все участники рынка отмечают сокращение среднего чека по микрозайму. Так, по словам гендиректора сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Бориса Батина, в 2016 году средняя сумма займа увеличилась за год на 23% до 12200 рублей.
Самым важным в 2016 году стало разделение МФО на два типа — микрокредитные и микрофинансовые компании (МКК и МФК)
Выделил ЦБ и основные регуляторные изменения, касающиеся рынка МФО. Самым важным в 2016 году стало разделение МФО на два типа — микрокредитные и микрофинансовые компании (МКК и МФК). Получение того или другого статуса зависит от капитала МФО (становиться МФК могут компании с капиталом не менее 70 млн руб.). Причем право привлекать деньги от клиентов-физлиц сохранили только компании, сумевшие получить статус МФК. На конец 2016 года таких компаний было немного (всего 5 штук), однако, сейчас их число заметно выросло. По разным оценкам, всего получить статус МФК смогут 50-100 компаний.
Участники рынка МФО считают, что объемы выдач микрозаймов продолжат расти и в 2017 году, хоть и меньшими темпами. По прогнозам Юрия Провкина, среднегодовой темп прироста объема выданных микрозаймов в 2017-2018 годах составит 10-20%. С рынка продолжат уходить игроки, не справляющихся с регуляторной нагрузкой, а также «серые» МФО. По оценкам Сергея Седова, в 2018 году выдачи вырастут на 10-15% за счет онлайн-кредитования и займов на товары и услуги. «Будет расти доля банковских МФО, еще активнее развиваться онлайн: его доля составит половину микрофинансового портфеля через 3 года. При этом наращивание клиентской базы пойдет меньшими темпами, — считает Юрий Провкин. — Офлайн-сегмент переходит в зрелую стадию развития, где основную долю составляют повторные заемщики — идет этап «переманивания» клиентов конкурентов».